On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Механизм завладения автомобилями и их грузами участниками организованных преступных формирований

И.В. Смелов
адъюнкт Московского института МВД России

В настоящее время всякая деятельность организованных преступных формирований самым тесным образом связана с автомобильным транспортом, который может выступать и как объект преступного посягательства, и как орудие совершения преступления.

В последнем случае он необходим для передвижения правонарушителей, для скрытного хранения и перевозки небольших партий оружия, боеприпасов, похищенных денег и ценностей малого размера, а также наркотических веществ. Для этой цели, как правило, используются импортные легковые автомобили или отечественные последних моделей, а грузовые - очень редко, зато перевозимые ими материальные ценности часто становятся предметом преступного посягательства.

Несомненный интерес представляет механизм завладения транспортными средствами, а также их грузами. Так, изучение обвинительных заключений по делам об организованной преступности, опрос следователей, оперативных работников, сотрудников ГАИ позволили установить следующее: лишь незначительная часть транспортных средств приобретается преступниками законно, т.е. официально покупается в торгующих организациях или у частных лиц как в России, так и за ее пределами. Большая часть автомобилей в преступную группу попадает незаконно и используется чаще всего по доверенности (в том числе и с правом продажи), по фальшивым документам или вообще без таковых.

В результате опроса ряда руководителей коммерческих структур в Москве и Калуге было выявлено, что многие из них вынуждены расплачиваться с преступниками автомобилями и преимущественно иностранного производства. Причем в качестве "дани" требуются не бывшие в употреблении иномарки, а новые. Такая форма "расплаты" преступным группам весьма выгодна: хороший автомобиль является своего рода валютой, которая не обесценивается, к тому же не надо тратить силы и время на конвертацию денежных средств в транспортные.

Другой способ - хищение транспортных средств. В качестве предмета преступного посягательства выступают как иномарки, так и отечественные автомобили последних моделей - ВАЗ-2108, 09, 06 и другие. Главным условием является то, чтобы транспортное средство было новым, технически исправным, не имело повреждений снаружи. На сегодняшний день основной трудностью является не проникновение внутрь салона и запуск двигателя, а отключение сигнализации, которой оборудуются практически все современные новые легковые автомобили. Группировка, занимающаяся угонами, старается обзавестись собственным специалистом по сигнализациям. Но, поскольку квалификация такого специалиста должна быть весьма высокой, на практике чаще встречается вариант, когда один специалист обслуживает две группы и более. В качестве наводчиков и информаторов часто выступают отдельные сотрудники автосервиса, в том числе и фирм по установке сигнализаций. Помимо информации о клиенте и его транспортном средстве, они могут располагать и электронным кодом к некоторым видам сигнализаций. При этом такой сотрудник может и не являться членом преступной группы, которой он оказывает подобные услуги.

Часть похищенных транспортных средств в дальнейшем идет на продажу, в том числе и в разобранном на запчасти виде, а другая часть используется группировкой для своих нужд. В Москве пик угонов автомобилей с целью последующего их сбыта пришелся на 1992 год. Сейчас число таких угонов сократилось вдвое. Каждая седьмая автомашина угоняется по предварительному заказу клиента, а каждая пятая - чтобы быть разобранной на запчасти.

После успешно выполненного угона транспортное средство на время прячется в гараже, сарае, небольшой частной автомастерской, где на двигателе и кузове перебиваются номера и одновременно изготавливаются другие регистрационные документы и государственные номерные знаки. На сегодняшний день перебивка номеров и изготовление документов на транспортные средства являются весьма прибыльным видом криминального бизнеса. Иногда для придания автомобилю более спортивного вида и с целью маскировки устанавливаются всевозможные пластиковые спойлеры, антикрылья, молдинги, тонируются стекла. После этого транспортное средство начинают эксплуатировать.

Следует заметить, что средний срок службы легкового автомобиля в организованной преступной группировке составляет около одного-двух лет (при пробеге 100 и более тысяч километров), после чего от него можно избавляться, если, конечно, до этого момента автомобиль не будет разбит в дорожно-транспортном происшествии.

Необходимо сказать еще об одном способе пополнения своего автомобильного парка преступными группировками. Для совершения одного или нескольких преступлений специально угоняется или открыто похищается с применением насилия и оружия подходящий автомобиль. Его водитель может быть при этом уничтожен физически или изолирован с содержанием под охраной на необходимое время. Жертвами обычно становятся водители, подрабатывающие извозом, или слишком беспечные, забывшие запереть двери. Новых документов на транспортное средство в этом случае не требуется и, разумеется, нет необходимости в перебивании номеров на кузове и двигателе. Чаще всего даже не снимаются и не меняются на другие государственные номерные знаки. Такое транспортное средство не числится в угоне и, если его новый водитель откровенно не нарушает требования Правил дорожного движения и немного знает психологию работников ГАИ, то риск быть остановленным для проверки документов или осмотра транспортного средства, практически равен нулю. Подобные автомобили могут использоваться, например, киллерами при выполнении соответствующего заказа, при разбойном нападении на водителей-дальнобойщиков прямо на дороге во время движения, для применения в качестве мобильного взрывного устройства, для организации дорожно-транспортного происшествия и в ряде других случаев. После совершения преступления от автомобиля немедленно избавляются. Его либо сжигают где-нибудь в безлюдном месте, либо оперативно разбирают на запчасти, поручив эту работу одной из небольших частных автомастерских, либо затапливают в водоеме. Так, в 1995 году на дне подмосковной речки Пехорки было обнаружено целое кладбище легковых автомобилей и кузовов от них. Были там и совершенно новые весьма престижные модели, абсолютно исправные, которые не числились в розыске. О судьбе их владельцев остается только догадываться.

В качестве предмета преступного посягательства выступают и грузы, перевозимые на транспортных средствах. Особый интерес для организованных преступных формирований представляет содержимое автопоездов, осуществляющих междугородние и международные перевозки. Нападение на них производится в основном в пути, когда само транспортное средство, его груз и водитель наиболее беззащитны. Происходит это следующим образом. Либо выбирается момент, когда водитель остановился на отдых, ночлег, для приема пищи или устранения неисправностей в автомобиле, либо остановка производится принудительно, в том числе и с применением оружия.

В первом случае под угрозой применения силы или с применением таковой водителя отстраняют от управления, а за руль садится один из членов преступной группы, который перегоняет автомобиль в более подходящее место, где и происходит перегрузка его содержимого на другие транспортные средства. Реже под угрозой оружия водителя самого заставляют сделать это.

В другом случае движущемуся грузовику в подходящем для этого месте перекрывается путь следования, например, с помощью других транспортных средств или различных предметов (поваленное дерево, булыжники и т.п.). Иногда очень эффективной может оказаться инсценировка дорожно-транспортного происшествия с человеческими жертвами, что заставляет водителя-дальнобойщика остановиться для оказания помощи. Часто грузовой автомобиль члены преступной группировки пытаются притереть к обочине своим транспортным средством, одновременно угрожая оружием и даже применяя его. Несколько из опрошенных водителей большегрузных автомобилей рассказали, как им приходилось сталкивать с дороги легковые машины с преступниками в аналогичных ситуациях. Довольно редко, но весьма эффективно применяется такой способ остановки, при котором один из членов группировки на ходу перебирается на автомобиль-тягач и отсоединяет или перерезает шланги пневмосистемы тормозов, идущие к полуприцепу. При этом происходит автоматическое торможение всего автопоезда и его остановка. После остановки транспортною средства с грузом преступная группа действует примерно так же, как и в первом случае.




Литература - Общие темы - Организованная преступность