On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru




Загрузка...




 

Налоговый кодекс жестко следует логике реформирования науки

Александр СПИРИДОНОВ

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ вариант Налогового кодекса, имеющий наибольшие шансы быть одобренным на заседании Госдумы 16 апреля, жестко следует логике реформирования научно-технической сферы, согласно которой фундаментальные и прикладные работы должны иметь разные условия финансирования и уровень льгот. Этот принцип, уже закрепленный в Гражданском кодексе России, экономически заставляет владельца идеи, технологии или других объектов интеллектуальной собственности (ИС) использовать их как можно эффективнее.

Действие этого принципа хорошо видно на примере Европейского союза (ЕС). При заполнении стандартной заявки на финансирование ученому в Комиссии Европейского союза обязательно предложат определиться, будет ли он коммерциализировать (готовить для выхода на рынок) свою работу или ограничится публикацией ее результатов. Форма финансового содействия зависит от намерения претендента - либо бескорыстно приумножать общие знания, либо использовать их в предпринимательской деятельности, скажем, продавая патенты или лицензии. В случае коммерциализации налогообложение будет таким же, как для любой другой деятельности, нацеленной на извлечение прибыли.

В предлагаемой российской системе федеральных налогов наиболее значителен налог на добавленную стоимость (НДС). Согласно проекту кодекса он может составить 22% (сейчас 20%). Так предполагается облагать все научно-технические работы, выполняемые по договорам и приносящие доход. Эта действительно весьма жесткая норма предписана уже действующим Гражданским кодексом. Но жесткость компенсируется другими положениями. Платить НДС будет только покупатель научно-технической собственности - лицензий, патентов, программ для ЭВМ и т.п. Причем НДС заставит предприятие поскорее ставить на учет приобретаемые лицензии, патенты или ноу-хау - только после этого они получат право вычесть из налогооблагаемой базы сумму налогов, которые были уплачены при приобретении этих объектов ИС. От НДС освобождаются оборудование и материалы, ввозимые в Россию в качестве безвозмездной помощи для совместных научно-исследовательских работ.

Проект кодекса предусматривает возможность значительного снижения налога на доход (прибыль) предприятий, ведущих научно-технические работы. За счет этих работ можно не только понижать налогооблагаемую базу, но и вычитать убытки, скажем, дочерних опытно-конструкторских предприятий. Из налогооблагаемой базы также разрешается вычитать расходы на патентование, поддержание патентов, выплату вознаграждений, пользование информационными системами и т.д. Проект стимулирует аренду объектов ИС коммерческими банками, поскольку расходы по оплате такой аренды уменьшают сумму налога на их прибыль.

От подоходного налога с физических лиц проект кодекса освобождает гранты зарегистрированных в России организаций, предоставляемые для поддержки науки, а также стипендии и доходы граждан от использования авторских прав.

Из региональных налогов принципиально важен налог на имущество. От него освобождаются все государственные учреждения, финансируемые из федерального бюджета. Единственное условие - целевое использование имущества. Также не планируется брать этот налог с любых организаций, прошедших государственную аккредитацию по закону «О науке и государственной научно-технической политике». Условия аккредитации не зависят от форм собственности и довольно просты. Главное из них - чтобы объем научно-технической деятельности составлял не менее 70% от оборота. Причем аккредитация закончится только к 2000 году, а до этого срока все организации, имевшие ранее статус научно-технических, продолжат пользоваться той же льготой.

Наконец для учреждений науки впервые предусматривается земельный налог, уплачиваемый в местный бюджет. Аккредитованные организации будут платить его по минимальной ставке -0,1% от стоимости земельного участка (при условии использования для основной деятельности).

Несмотря на некоторое ужесточение предлагаемой налоговой системы, тотальной отмены льгот для науки она не несет. Другое дело, что воспользоваться ими смогут лишь настоящие производители научно-технической продукции, а в самой полной мере - лишь наиболее активные из них. То есть те, что осознанно или под прессом налоговой системы поскорее избавятся от несвойственной деятельности, излишнего имущества и земельных участков, сосредоточившись на разработке новых технологий, аппаратов, приборов, что могут быть востребованы рынком.

Скольким из почти четырех тысяч нынешних НИИ и КБ это удастся, станет ясно в ближайшие два года. Но уже сегодня очевидно, что процент неудачников будет заметным. Например, анализ деятельности государственных научных центров показал, что примерно за четыре года только 40 из 61 ГНЦ адаптировались к новым условиям.

Проект кодекса практически не меняет условий существования фундаментальной науки. Она останется в основном на содержании государства, получая от него базовое и конкурсное финансирование. Прикладной же науке предстоит переориентироваться на новые принципы финансирования, эволюционировать к положению «фирменной». По данным Центра исследований и статистики науки (ЦИСН), уже в 1996 году 77 технологических инновации были профинансированы из средств предприятий.




Литература - Общие темы - Налогообложение