On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Изучение аудитории

Воспитательное воздействие нацелено на то, чтобы путем вмешательства государства искоренить социально неприемлемое поведение. Содействующими этой цели методами могут стать, например, изучение групп, склонных к проявлению преступных деяний или уже находящихся под наблюдением государства, методами наблюдения могут быть профессиональная подготовка, воспитание в часы досуга, индивидуальные или групповые консультации, а также различные виды физической, психической и социальной терапии, медикаментозные и оперативные методы (например, кастрация), индивидуальная психотерапия и групповая терапия. Изучение аудитории характеризуется следующими четырьмя основными моментами:

- эта модель объясняет возникновение преступности единственно или преимущественно индивидуальной патологией преступника, статичными или динамичными нарушениями в структуре его личности (согласно психопатологической или психоаналитической теории преступности);

- путем индивидуального психологического и психиатрического диагноза и такой же терапии эта модель обеспечивает устранение нарушений в структуре личности и тем самым ресоциализирует преступника;

- психологическая и психиатрическая индивидуальная терапия нацелена не только на гуманизацию исполнения наказания, но и на предотвращение рецидива или по крайней мере на уменьшение его вероятности;

- с помощью этой модели в тюрьме создается такой климат, в котором отдельного заключенного можно «настроить» (путем убеждения или даже социального нажима в виде обещания освободить из заключения только после определенных успехов в ре-социализации) на согласие поддаться этому воздействию.

Модель изучения аудитории усиленно использовали в странах Северной Америки и Скандинавии. Вследствие того что преступность в этих странах постоянно росла, расходы на исполнение наказания непрерывно увеличивались. Сопровождавшие эту модель исследования не приносили никаких ощутимых успехов, а движение за права человека усмотрело в «принудительном» воздействии некое нарушение конституционных и человеческих прав заключенных. В результате эта модель оказалась под ударом. Поэтому сегодня все сходятся во мнении, что воспитательное изучение правонарушителя лишь тогда может быть успешным, когда будут выполняться четыре условия, вытекающие из принципов правового государства:

- делинквентные подростки или взрослые преступники должны еще до вмешательства государства с его воспитательным воздействием быть осуждены по закону в ходе безупречного, с точки зрения правового государства, уголовного процесса;

- должна быть полностью обеспечена добровольность воспитательного воздействия. Преступника нельзя делать простым объектом воздействия. Его отказ от эксперимента не должен вести ни к каким отрицательным последствиям;

- правонарушитель, согласившийся на воспитательное воздействие, не должен ставиться в худшее положение по сравнению с тем преступником, который этого не пожелал. Воздействие не должно наносить правонарушителю никакого вреда;

- индивид, пожелавший участвовать в проекте, связанном с воспитательным воздействием, должен заблаговременно получить полное и внятное разъяснение о пользе и риске такой терапии.

Чтобы иметь успех, любая психологическая обработка предполагает не только согласие, но и активное участие и сотрудничество условно осужденного, который тем самым оказывается субъектом собственного воспитания. В местах исполнения наказания-как открытых, так и закрытых-климат суровых наказаний нередко маскируется идеологией и даже терминологией воспитательного воздействия.

Метод изучения аудитории предполагает участие в воздействии как вспомогательного медицинского персонала (медсестры, санитары), так и самих пациентов; при этом отношения между врачом и пациентом (отношения начальника и подчиненного) заменяются отношениями партнерства.

Тюрьма- это динамичный и достаточно творческий институт общества. И каждый, кто в нем находится, обязан отождествлять себя с целями этого учреждения, с его эволюцией, его успехами и неудачами.

Развитие идеи изучения аудитории показывает большое значение ролей и ролевых отношений. Персонал и заключенные поддерживают корпоративные, личностно-коммуникативные отношения друг с другом. Власть и авторитет здесь распределены между многими людьми. Каждый, кого касается то или иное решение, может на него повлиять. Право принятия решений децентрализовано. Все служащие и заключенные активно участвуют в воспитательном воздействии. Персонал помогает заключенный принимать решения относительно своего настоящего и будущего. Издевательство, лишение права голоса, унижение заключенных запрещены под угрозой наказания. Их не держат в подчиненном, зависимом положении, а, напротив, поощряют на самостоятельные ответственные действия. Барьеры в отношениях между персоналом и заключенными легко преодолимы, здесь господствует атмосфера равенства и партнерства. Заключенный-это активный, уважаемый сотрудник. Самоуправление введено здесь не только для отработки демократических принципов во взаимоотношениях, но и как средство повышения самостоятельности, личной ответственности и самоуважения заключенных.

При работе в группах существуют определенные различия в организации и проведении совещаний больших и малых групп, персонала и семей. На совещаниях больших групп все актуальные проблемы общины, занимающейся лечением (терапией) правонарушителей в рамках исполнения наказания, обсуждаются в присутствии и при участии всех заключенных и персонала. С помощью таких совещаний должны преодолеваться различные антисоциальные тенденции. Персонал должен помочь заключенным научиться оказывать помощь самим себе и самостоятельно определять свои задачи и пути их решения.

Назад       Главная       Вперёд