По масштабу действия нормативные
акты коммерческого законодательства могут
быть подразделены на нормативные акты
централизованного регулирования, принятые
теми или иными государственными органами
или органами местного самоуправления, и
локальные нормативные акты. В свою очередь,
как отмечалось выше, нормативные акты
государственных органов и органов местного
самоуправления подразделяются на:
нормативные акты федеральных органов
власти и управления РФ; нормативные акты
органов власти и управления республик в
составе РФ; нормативные акты органов власти
и управления автономной области,
автономных округов в составе РФ;
нормативные акты органов власти и
управления краев, областей, городов
федерального значения РФ (Москвы и Санкт-Петербурга);
нормативные акты органов местного
самоуправления. Такое распределение
означает распределение компетенции в
регулировании отношений, в том числе в
сфере предпринимательства, между
названными выше органами.
Общая тенденция, которая здесь
наблюдается, - это перераспределение
компетенции в регулировании общественных
отношений в направлении «сверху вниз», в
пользу республиканских в составе РФ и
других," вплоть до органов местного
самоуправления." Это объясняется тем, что
в условиях децентрализации экономики и
активизации регионального самоуправления
соответствующие региональные органы
стремятся проводить самостоятельную
социально-экономическую политику, в том
числе принимать нормативные акты,
регулирующие деятельность
предпринимателей на своих территориях.
Законодательство о
предпринимательстве в основе своей
относится к сфере ведения федерации.
Интернационализация экономической жизни,
как одна из главных тенденций, ведет к
созданию единого мирового рынка товаров,
капиталов, услуг и соответственно вызывает
необходимость унификации правового
регулирования отношений в сфере экономики.
На региональном уровне подобные процессы
идут в Европе, Юго-Восточной Азии, Северной
Америке и ряде других регионов. Создание
единого рыночного пространства необходимо
также в рамках СНГ, не говоря уже о России,
Выделяя нормативные акты
централизованного регулирования, следует
иметь в виду, что к ним относятся и те,
которые приняты государственными органами
Союза ССР. ОниВ
коммерческой организации могут быть
приняты любые решения, в том числе
общенормативного характера, если они не
противоречат нормативным актам
централизованного регулирования. Поэтому
локальное нормотворчество - это сфера
самоуправления коммерческой организации.
Наблюдаемая здесь тенденция заключается в
расширении сферы локального
нормотворчества и соответственно сужении
сферы централизованного регулирования
предпринимательской деятельности, в
закреплении в нормативных актах
централизованного регулирования лишь
минимальных (необходимых и достаточных)
требований к предпринимательству,
составляющих объективно-правовые границы
свободы предпринимательства.
Органы управления коммерческой
организации относительно свободны в
определении содержания локальных актов, но
они должны учитывать: а) императивные
требования нормативных актов
централизованного регулирования, которые
действуют независимо от того, включены они
в тексты локальных актов или нет (например,
требование о формировании уставного
капитала акционерного общества - ст. 99 ГК); б)
распределение нормотворческой компетенции
между органами управления коммерческой
организации, если их несколько (например, в
акционерном обществе - ст. 103 ГК).
В разработке локальных
нормативных актов большую помощь призваны
оказывать примерные уставы, положения,
правила, договоры, разрабатываемые
различными методическими центрами и
являющиеся источниками коммерческого
права рекомендательного характера.
Названные примерные (рекомендательные)
акты не следует смешивать с типовыми
договорами, положениями и т. п., которые в
случаях, предусмотренных законом, может
издавать Правительство РФ и которые
являются обязательными для участников
коммерческих отношений (п. 4 ст. 426 ГК).
Актом локального
правотворчества являются также договоры, в
которых по соглашению сторон
устанавливаются локальные предписания,
учитываются индивидуальные интересы
сторон. Границы локального договорного
регулирования (индивидуальной воли сторон
договора) определены нормативными актами
централизованного регулирования (государственной
волей), но в пределах этих границ воля
участников не только определяет те условия,
которые им необходимы, но и осуществляет
регулятивный процесс локального
правотворчества: избирается определенный
вариант решения, скрепленный соглашением
сторон (ст. 421, 422 ГК). Раньше
праворегулирующая функция договора
фактически не рассматривалась, поскольку
она в достаточной степени и не проявлялась,
была заслонена административным диктатом.
В новых условиях роль локального, и в
частности договорного регулирования
коммерческих отношений, по существу стала
одной из ведущих." Это объясняется тем,
чго в области предпринимательства, во-первых,
произошел отказ от административного
регулированияя а, во-вторых, нормативное
регулирование теперь представлено главным
образом диспозитивными нормами. В условиях
рыночной экономики договор безусловно
становится основным способом
регулирования коммерческих отношений. Ведь
рынок вообще, как сфера саморегулирования, -
это и есть совокупность свободных действий
(взаимодействия), т. е. договоров и
порождаемых ими отношений.
До принятия нового ГК
существовала определенная неоднозначность
в трактовке договоров присоединения (так
называемого формулярного права), т. е.
обычных договоров в сфере
предпринимательства, условия которых
заранее разрабатываются предпринимателями-услугодателями,
а услугополучателю при заключении таких
договоров остается только присоединиться к
ним. По мнению некоторых авторов, такая
практика предосудительна, так как только
предприниматель-услугодатель,
навязывающий свои условия
услугополучателю, фактически пользуется
благом свободы договора, а
услугополучатель лишен возможности
повлиять на содержание договора; таким
образом крупные компании якобы присваивают
себе нормотворческие правомочия.
В настоящее время правила о
договоре присоединения нашли закрепление в
ст. 428 ГК, тем самым легально преодолена его
негативная оценка. Действительно, если
условия такого договора противоречат
закону и иным правовым актам, то они должны
признаваться недействительными. В пределах
же нормативных актов централизованного
регулирования это обычная практика по
заключению договоров, направленная на
ускорение данного процесса и торгового
оборота в целом, когда у предпринимателя (банка,
страховой компании, транспортной
организации и т. п) имеется огромная
клиентура. Трудно себе представить,
например, что пассажиры заключают договоры
перевозки не путем приобретения билета в
кассе, а в результате переговоров и
заполнения документа. Другое дело: в
рыночных условиях должны предоставляться
разнообразные услуги (на любой вкус) и тогда
выбор качества услуг и будет олицетворять
свободу договора.
|