On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

3. Нормативные акты централизованного регулирования и локальные нормативные акты

По масштабу действия нормативные акты коммерческого законодательства могут быть подразделены на нормативные акты централизованного регулирования, принятые теми или иными государственными органами или органами местного самоуправления, и локальные нормативные акты. В свою очередь, как отмечалось выше, нормативные акты государственных органов и органов местного самоуправления подразделяются на: нормативные акты федеральных органов власти и управления РФ; нормативные акты органов власти и управления республик в составе РФ; нормативные акты органов власти и управления автономной области, автономных округов в составе РФ; нормативные акты органов власти и управления краев, областей, городов федерального значения РФ (Москвы и Санкт-Петербурга); нормативные акты органов местного самоуправления. Такое распределение означает распределение компетенции в регулировании отношений, в том числе в сфере предпринимательства, между названными выше органами.

Общая тенденция, которая здесь наблюдается, - это перераспределение компетенции в регулировании общественных отношений в направлении «сверху вниз», в пользу республиканских в составе РФ и других," вплоть до органов местного самоуправления." Это объясняется тем, что в условиях децентрализации экономики и активизации регионального самоуправления соответствующие региональные органы стремятся проводить самостоятельную социально-экономическую политику, в том числе принимать нормативные акты, регулирующие деятельность предпринимателей на своих территориях.

Законодательство о предпринимательстве в основе своей относится к сфере ведения федерации. Интернационализация экономической жизни, как одна из главных тенденций, ведет к созданию единого мирового рынка товаров, капиталов, услуг и соответственно вызывает необходимость унификации правового регулирования отношений в сфере экономики. На региональном уровне подобные процессы идут в Европе, Юго-Восточной Азии, Северной Америке и ряде других регионов. Создание единого рыночного пространства необходимо также в рамках СНГ, не говоря уже о России,

Выделяя нормативные акты централизованного регулирования, следует иметь в виду, что к ним относятся и те, которые приняты государственными органами Союза ССР. ОниВ коммерческой организации могут быть приняты любые решения, в том числе общенормативного характера, если они не противоречат нормативным актам централизованного регулирования. Поэтому локальное нормотворчество - это сфера самоуправления коммерческой организации. Наблюдаемая здесь тенденция заключается в расширении сферы локального нормотворчества и соответственно сужении сферы централизованного регулирования предпринимательской деятельности, в закреплении в нормативных актах централизованного регулирования лишь минимальных (необходимых и достаточных) требований к предпринимательству, составляющих объективно-правовые границы свободы предпринимательства.

Органы управления коммерческой организации относительно свободны в определении содержания локальных актов, но они должны учитывать: а) императивные требования нормативных актов централизованного регулирования, которые действуют независимо от того, включены они в тексты локальных актов или нет (например, требование о формировании уставного капитала акционерного общества - ст. 99 ГК); б) распределение нормотворческой компетенции между органами управления коммерческой организации, если их несколько (например, в акционерном обществе - ст. 103 ГК).

В разработке локальных нормативных актов большую помощь призваны оказывать примерные уставы, положения, правила, договоры, разрабатываемые различными методическими центрами и являющиеся источниками коммерческого права рекомендательного характера. Названные примерные (рекомендательные) акты не следует смешивать с типовыми договорами, положениями и т. п., которые в случаях, предусмотренных законом, может издавать Правительство РФ и которые являются обязательными для участников коммерческих отношений (п. 4 ст. 426 ГК).

Актом локального правотворчества являются также договоры, в которых по соглашению сторон устанавливаются локальные предписания, учитываются индивидуальные интересы сторон. Границы локального договорного регулирования (индивидуальной воли сторон договора) определены нормативными актами централизованного регулирования (государственной волей), но в пределах этих границ воля участников не только определяет те условия, которые им необходимы, но и осуществляет регулятивный процесс локального правотворчества: избирается определенный вариант решения, скрепленный соглашением сторон (ст. 421, 422 ГК). Раньше праворегулирующая функция договора фактически не рассматривалась, поскольку она в достаточной степени и не проявлялась, была заслонена административным диктатом. В новых условиях роль локального, и в частности договорного регулирования коммерческих отношений, по существу стала одной из ведущих." Это объясняется тем, чго в области предпринимательства, во-первых, произошел отказ от административного регулированияя а, во-вторых, нормативное регулирование теперь представлено главным образом диспозитивными нормами. В условиях рыночной экономики договор безусловно становится основным способом регулирования коммерческих отношений. Ведь рынок вообще, как сфера саморегулирования, - это и есть совокупность свободных действий (взаимодействия), т. е. договоров и порождаемых ими отношений.

До принятия нового ГК существовала определенная неоднозначность в трактовке договоров присоединения (так называемого формулярного права), т. е. обычных договоров в сфере предпринимательства, условия которых заранее разрабатываются предпринимателями-услугодателями, а услугополучателю при заключении таких договоров остается только присоединиться к ним. По мнению некоторых авторов, такая практика предосудительна, так как только предприниматель-услугодатель, навязывающий свои условия услугополучателю, фактически пользуется благом свободы договора, а услугополучатель лишен возможности повлиять на содержание договора; таким образом крупные компании якобы присваивают себе нормотворческие правомочия.

В настоящее время правила о договоре присоединения нашли закрепление в ст. 428 ГК, тем самым легально преодолена его негативная оценка. Действительно, если условия такого договора противоречат закону и иным правовым актам, то они должны признаваться недействительными. В пределах же нормативных актов централизованного регулирования это обычная практика по заключению договоров, направленная на ускорение данного процесса и торгового оборота в целом, когда у предпринимателя (банка, страховой компании, транспортной организации и т. п) имеется огромная клиентура. Трудно себе представить, например, что пассажиры заключают договоры перевозки не путем приобретения билета в кассе, а в результате переговоров и заполнения документа. Другое дело: в рыночных условиях должны предоставляться разнообразные услуги (на любой вкус) и тогда выбор качества услуг и будет олицетворять свободу договора.

Назад       Главная       Вперёд