On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru




Загрузка...




 

4. Общие и специальные нормативные акты

Такое подразделение нормативных актов законодательства осуществляется в зависимости от их назначения. В отличие от предыдущих классификаций нормативных актов (по их юридической силе и масштабу действия), имеющих универсальный характер, классификация по их назначению является специальной, отражающей по существу соотношение гражданского и коммерческого права.

Общие нормативные акты предназначены для всех субъектов частного права, в том числе и для предпринимателей, и закрепляют общие правила поведения без учета тех или иных особенностей предпринимательской деятельности. Специальные нормативные акты отражают особенности правового регулирования в сфере предпринимательства. Так, статус юридического лица определен в общих нормах ГК (п. 1 ст. 48), статус коммерческой организации - в специальных нормах ГК (ст. 50), а статус акционерного общества, кроме того (п. 1 ст. 96 ГК), в специальном нормативном акте - Законе РФ «Об акционерных обществах».

Практическое значение деления нормативных актов на общие и специальные, как отмечалось, заключается в том, что специальным актам в процессе правоприменения отдается предпочтение перед общими. Нормы общих актов применяются лишь тогда, когда отношение не урегулировано либо не в полной мере урегулировано в специальном нормативном акте.

Между общим и специальным законодательством имеется неразрывная связь. Специальное законодательство базируется на общем законодательстве и зависимо от него, поскольку использует конструкции и категории общих нормативных актов как данные. В этом смысле без общих нормативных актов невозможно существование и тем более применение специальных нормативных актов. Так, применяя нормы о сделках, участниками которых являются предприниматели (например, по поставке), необходимо учитывать общие правила о сделках, в том числе общие положения о купле-продаже, применяемые к отношениям по поставке.

Общее законодательство более стабильно, так как оно отражает систему объективного права непосредственно и содержит достаточно абстрактные (общие) нормы: о лицах, о сделках, о сроках и т. п. Специальное законодательство более подвижно, поскольку связано с объективной системой права опосредованно через общее законодательство. Оно содержит более конкретные нормы, отражающие экономическую политику данного периода развития общества. Это наглядно проявляется в том, что многие специальные законы за последние несколько лет претерпели изменения и действуют в настоящее время в новой редакции. Например, Закон РФ «О банках и банковской деятельности» действует в редакции от 3 февраля 1996 г.

Такая высокая динамичность коммерческого законодательства как раз и является объяснением того, что оно развивается главным образом за пределами ГК.. Так, правовой статус большинства коммерческих организаций определяется отдельными специальными законами. Отмечая изменчивость специального законодательства, следует подчеркнуть, что в то же время предпринимательство не терпит нестабильности, поэтому следует стремиться облечь правила о нем в максимально стабильные нормативно-правовые формы - законы.

Обшедозволительный режим правового регулирования проявляет себя в содержании как общих, так и специальных нормативных актов коммерческого законодательства, но в первом случае исключений из общего правила («можно все...») меньше, чем во втором, который может характеризоваться значительной дифференциацией правового регулирования. Может случиться так, что количество исключений (специальных правил) сведет на нет сам общедозволительный режим регулирования (общее правило), что нередко и происходит.

На наш взгляд, в настоящее время первостепенное значение имеет не столько дифференциация законодательства (хотя это и необходимое условие эффективности законодательства, учитывающего особенности правового регулирования), сколько его унификация. Новые законодательные акты в сфере предпринимательства носят общий характер, но это не столько недостаток, сколько их достоинство. Такова прогрессивная тенденция, свидетельствующая о том, что свобода субъектов предпринимательства имеет широкие рамки и в значительной мере устранено жесткое, всепроникающее «нормативное администрирование» - корень зла тоталитарных режимов.

Дифференциация законодательства, принятие специальных нормативных актов, безусловно, необходимая черта современного законодательства, но их чрезмерность практически всегда свидетельствует о значительном усилении регулирующей (детально регламентирующей) роли государства, о его вмешательстве в ту или иную сферу частной жизни общества, о сужении инициативы и самостоятельности субъектов частного права. Достаточно сравнить, например, правовой режим имущества предприятий по прежнему законодательству и по действующему. В первом случае - это детальная дифференциация фондов и их правового режима, отсутствие свободы владения, пользования и распоряжения имуществом, во втором - это широкие возможности самой коммерческой организации по формированию фондов и определению направлений их использования.

Унификация законодательства ведет к укрупнению и упрощению нормативного материала и тем самым - к установлению более общих и стабильных требований, предъявляемых к участникам частной жизни. В этой связи уже в настоящее время становится актуальной проблема унификации коммерческого законодательства и, в частности большинства его институтов: законодательства о приватизации, налогового, инвестиционного, внешнеэкономического и ряда других, которые представляют собой необозримое количество специальных указов, постановлений, инструкций, писем, телеграмм и т. п. и создают благоприятные условия для злоупотреблений.

Назад       Главная       Вперёд