А.Ю. Шумилов кандидат юридических наук
Необходимо дальнейшее
совершенствование законодательного
регулирования оперативно-розыскной
деятельности. Как свидетельствует
оперативно-розыскная практика, действующий
Федеральный закон "Об оперативно-розыскной
деятельности" не в полной мере отвечает
ее потребностям. Весьма слабо в нем
выражены правила о совершении оперативно-розыскных
действий, взаимодействии специальных служб
и правоохранительных органов в оперативно-розыскной
работе и разграничении между ними предмета
так называемого оперативно-розыскного
ведения, норнативно-правовой защиты
субъектов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность , и др . Все это создает
определенные затруднения для оперативных
сотрудников в деле своевременного
обнаружения лиц, совершающих или
совершивших преступления.
Как представляется, оптимальным
вариантом создания действенного
нормативно-правого "инструмента" в
сфере оперативно-розыскной деятельности
является разработка так называемого
Уголовно-розыскного кодекса Российской
Федерации. Однако это достаточно
отдаленная перспектива. Современный же
российский законодатель идет по пути
уточнений и дополнений применяющегося
оперативно-розыскного закона (с 1992 г.
действует по сути уже его третья редакция).
Поэтому с учетом нормотворческих реалий, с
одной стороны, и потребностей оперативно-розыскной
практики ~ с другой, предлагаем внести
существенные дополнения в действующий
Федеральный закон "Об оперативно-розыскной
деятельности", которые позволят вести
более эффективную и целенаправленную
борьбу с организованной преступностью (впрочем,
как и со всей остальной). Уточненная
структура Федерального Закона об "Об
оперативно-розыскной деятельности" (разумеется,
наполненная соответствующим нормативно-правовым
содержанием) видится следующей:
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия (
терминология ) . Статья 2. Законодательство
Российской Федерации об оперативно-розыскной
деятельности . Статья 3 - Принципы
законодательства об оперативно-розыскной
деятельности. Статья 4. Задачи
законодательства об оперативно-розыскной
деятельности . Статья 5 . Правовые отношения
. регулируемые •законодательством об
оперативно-розыскной деятельности. Статья
о. Действие законодательства об оперативно-розыскной
деятельности и пространстве и по кругу
лиц. Статья 7. Действие законодательства об
оперативно-розыскной деятельности во
времени. Статья 8. Запреты, налагаемые
настоящим Федеральным законом. Юридические
последствия оперативно-розыскной
деятельности.
Раздел 2. СУБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Глава 1. Органы государства и
должностные лица, осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность (ст.ст.
9^13). Глава 2. Лица, привлекаемые к участию в
оперативно-розыскной деятельности на
конспиративной и гласной основах, их права
и обязанности (ст.ст. 14-18). Глава 3. Лица,
содействующие осуществлению оперативно-розыскной
деятельности , их права и обязанности (ст .
ст . 19-23 ) . Глава 4 Ответственность субъектов
оперативно-розыскной деятельности (ст. ст.
24, 25).
Раздел 3. РЕШЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ В
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 5. Решения в оперативно-розыскной
деятельности (ст.ст. 26-30) . Глава б .
Оперативно-розыскные действия . Статья 31 .
Опрос лиц. Статья 32. Наведение справок и
истребование документов. Статья 33. Отбор
проб и образцов для сравнительного
исследования. Статья 34. Исследование
предметов и документов. Статья 35.
Наблюдение. Статья 36. Оперативно-розыскной
эксперимент. Статья 37. Отождествление
личности. Статья 38. Оперативно-розыскное
обследование . Статья 39. Применение
служебно-розыскной собаки. Статья 40. Засада.
Статья 41. Захват с поличным. Статья 42.
Оперативно-розыскное внедрение. Статья 43.
Контролируемые операции с валютными
ценностями. иными предметами или
веществами. Статья 44. Контрольная закупка.
Статья 45. Контроль почтовых отправлений.
Статья 46. Контроль телефонных и иных
сообщений. Статья 47. Цензура
корреспонденции осужденных. Статья 48. Съем
информации с технических каналов связи.
Глава 7. Общие требования, предъявляемые к
оперативно-розыскным действиям. Статья 49.
Поводы и основания совершения оперативно-розыскных
действий. Статья 50. Условия и порядок
совершения оперативно-розыскных действий.
Статья 51. Удостоверение хода и результатов
оперативно-розыскных действий. Применение
технических средств и научных достижений
при совершении оперативно-розыскных
действий - Статья 52. Недопустимость
разглашения сведений, полученных при
совершении оперативно-розыскных действий.
Глава 8. Совершение оперативно-розыскных
действий, ограничивающих конституционные
права граждан (ст . с т . 53-6 0 ) .
Раздел 4. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДОПРОИЗВОДСТВА И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
Глава 9. Оперативно-розыскное
обеспечение судопроизводства (ст.ст. 61-63).
Глава 10. Оперативно-розыскное обеспечение
уголовно-исполнительного производства (ст.ст.
64, 65).
РАЗДЕЛ 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ
КООРДИНАЦИЯ
Глава II. Взаимодействие и
координация работы между оперативно-розыскными
и иными органами государства. Статья 66.
Основные правила взаимодействия и
координации работы в оперативно-розыскной
деятельности. Статья 67. Разграничение
предмета оперативно-розыскного ведения
между оперативно-розыскными органами (подведомственность
производства по оперативному делу в
оперативно-розыскной деятельности). Глава
12. Связь участников оперативно-розыскной
деятельности с общественностью и контакты
со средствами массовой информации (ст.ст.
68-70). Глава 13. Контакты оперативно-розыскных
органов и их должностных лиц с
правоохранительными органами иностранных
государств и с международными
правоохранительными организациями (ст.ст.
71-73).
Раздел 6. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ
ЗАЩИТА СУБЪЕКТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 14. Общие гарантии
нормативно-правовой защиты субъектов
оперативно-розыскной деятельности (ст.ст.
74-76). Глава 15. Гарантии нормативно-правовой
защиты отдельных групп субъектов
оперативно-розыскной деятельности (ст.ст.
77-80). раздел vii. контроль и надзор за
оперативно-розыскной деятельностью.
Глава 16. Контроль
законодательной, исполнительной и судебной
властей (ст.ст. 81, 82). Глава 17. Надзор
прокурора за реализацией законов в
оперативно-розыскной деятельности (ст.ст. 83,
84).
Раздел 8. ИНФОРМАЦИОННОЕ,
ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 18. Информационное
обеспечение и учет информации в оперативно-розыскной
деятельности (ст.ст. 85-90). Глава 19.
Производство по оперативному делу (ст.ст.
91-93). Глава 20. Оперативно-техническое
обеспечение оперативно-розыскной
деятельности (ст.ст. 94, 95). Глава 21.
Финансовое и материально-техническое
обеспечение оперативно-розыскной
деятельности (ст.ст. 96, 97).
Раздел 9. ИНЫЕ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 22. Возмещение вреда,
причиненного субъектами оперативно-розыскной
деятельности (ст.ст. 98 -100). Глава 23.
Заключительные и переходные
положения (ст.ст-101-105).
Актуальна разработка системы
подзаконных актов, конкретизирующих
законодательные положения об оперативно-розыскной
деятельности . В частности, целесообразно
разработать и принять так называемый
Оперативно-розыскной устав (точнее - Устав
правоохранительных органов и специальных
служб Российской Федерации "Об
организации и тактике оперативно-розыскной
деятельности").
Создание Оперативно-розыскного
устава - это оптимальный выход из тупика
ведомственного нормотворчества в сфере
оперативно-розыскной деятельности.
Специалистам вполне понятно, что все нюансы
негласной работы раскрыть в действующем
Федеральном законе "Об оперативно-розыскной
деятельности" (да и в иных
законодательных актах) невозможно по
принципиальным соображениям ( прежде всего
конспиративного свойства). Вместе с тем
давно назрела необходимость концентрации
правил об организации и тактике отдельных
оперативно-розыскных мероприятий в одном
нормативном документе: велика потребность
их единообразного толкования и применения
всеми спецслужбами и правоохранительными
органами России. Оперативно-розыскная
практика, например, уже пошла по пути
систематизации некоторых секретных правил
и принятия единых межведомственных актов.
Так, была принята совместная Временная
инструкция об основах организации и
тактики проведения оперативно-технических
мероприятий всеми субъектами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность^ . При всем положительном эта
инструкция - акт ведомственного
нормотворчества. Предлагаемый же автором
Оперативно-розыскной устав - акт, хотя и
секретный, но вводимый в действие решением (указом)
Президента РФ^.
В чем же заключается основное
преимущество Оперативно-розыскного устава
по сравнению с многочисленными
ведомственными инструкциями? Прежде всего -
в его обозримости, речь идет об
определенном уровне компактности
оперативно-розыскного законодательства,
всего нормативного материала^ - Могут ли в
настоящее время оперативны? сотрудники
отдельных правоохранительных органов
свободно оперировать всем массивом
подзаконных актов об оперативно-розыскной
деятельности (или их большинством) ?
Отрицательный ответ напрашивается сам
собой. Поэтому обозримость реальной
правовой основы оперативно-розыскной
работы весьма далека не только от идеальной,
но и ог практически желаемой. Вместе с тем
достигнуть ее обозримости не так уж и
сложно. Как представляется, концентрация
секретных правил об организации и тактике
оперативно-розыскной деятельности в едином
межведомственном акте - Оперативно-розыскном
уставе ~ ключ к разрешению этой проблемы.
Именно поэтому требуется разработка
Оперативно-розыскного устава. Только на
пути кодификации правовых норм секретного
характера можно будет достигнуть более
высокой степени обозримости не только
применяемого в оперативно-розыскной
практике нормативно-правового массива, но и
будущего уголовно-розыскного
законодательства.
Можно привести ненало доводов в
пользу идеи разработки Оперативно-розыскного
устава, но ограничимся одним из них. Нельзя
допускать , чтобы борьба с преступностью
продолжала проводиться разобщенно, по
правилам, устанавливаемым отдельными
ведомствами, а не высшими органами
государственной власти. У нас дома, в России,
происходит нечто трудно объяснимое с
позиции логики. Лица, совершающие
преступления, все чаще и все более
действеннее объединяют свои криминальные
усилия, а общественность только разводит
руками и сетует на вылазки организованной
преступности и беспомощность
правоохранительных органов. Статистика
свидетельствует, что кривая линия графика
зарегистрированных преступлений,
совершенных организованными преступными
группами в течение 1990-1994 гг, неуклонно
ползет вверх (1990 Г.- 3515; 1991 Г. - 5119; 1992 г. - 10707; 1993
г. - 12431; 1994 г. - 19422)^. Не настала ли пора
объединить все лучшее, что выработала
оперативно-розыскная практика органов
обеспечения безопасности и ведомственная
наука в организации и тактике борьбы с
преступностью, и создать единые (подчеркиваем
- единые!) нормативные правила этой борьбы?
Автор убежден, что такое решение не только
явится разумным шагом, но и приведет к
эффективным положительным результатам в
ужесточающейся войне с криминалитетом.
Следует стремиться к
согласованному межгосударственному
нормативно- правовому регулированию
оперативно-розыскной деятельности.
Не секрет, что преступность в
России начинает приобретать
транснациональный характер. Немалую лепту
в интернационализацию преступности на
территории Российской Федерации вносят
наши бывшие соотечественники - граждане
отдельных стран СНГ ( причем они выступают
как в качестве пострадавшей, так и в
качестве виновной стороны) . По некоторым
данным, только за 1993 г. иностранными
гражданами совершено 17302 преступления и,
кроме того, против них было совершено 11079
преступных посягательств. В этой связи для
российских правоохранительных органов
актуализируется задача укрепления
сотрудничества с соответствующими
органами стран СНГ ( впрочем, как и стран "дальнего"
зарубежья). Особенно важно консолидировать
усилия правоохранительных органов на
уровне поисковой работы, т. е. в рамках
осуществления оперативно-розыскной
деятельности. Выполнению этой задачи
способствует принятие как в России, так и в
некоторых бывших республик Союза ССР
оперативно-розыскных законов, а также
совместной Конвенции о правовой помощи и
правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам^ -
Однако наличия этих актов явно
недостаточно для плодотворной совместной
работы правоохранительных органов стран
СНГ .Необходимо как можно быстрее и
действеннее решить задачу унификации
оперативно-розыскного законодательства
стран СНГ.
Полагаем необходимый приступить
к разработке проекта Модельного оперативно-розыскного
закона стран, входящих в СНГ. Структура
этого законодательного акта видится
следующей: "ОБ ОПБРАТИВИО-РОЗЫСКИОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ СТРАН,
УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЭАВНСИНЫХ
ГОСУДАРСТВ
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Основные положения.
Статья 1. Основные понятия. Статья 2.
Оперативно-розыскное законодательство
стран, участников содружества Независимых
Государств. Статья 3. Задачи оперативно-розыскного
законодательства стран, участников
Содружества Независимых Государств. Статья
4. Действие оперативно-розыскного
законодательства на территории стран,
участников Содружества Независимых
Государств. Статья 5. Действие оперативно-розыскного
закона во времени. Статья б. Язык, на котором
ведется делопроизводство в оперативно-розыскной
деятельности на территории стран,
участников Содружества Независимых
Государств.
Глава 2. Принципы оперативно-розыскного
законодательства стран, участников
Содружества Независимых Государств. Статья
б. Законность в оперативно-розыскной
деятельности. Статья 7. Гуманизм. Статья 8.
Равенство прав человека и гражданина перед
законом Статья 9. Неотвратимость
ответственности. Статья 10. Совокупность
применения гласных и конспиративных
методов, средств и действий. Статья II.
Разрешение споров между субъектами
оперативно-розыскной деятельности на
основе оперативно-розыскного
законодательства стран , участников
Содружества Независимых Государств -
Статья 12 . Профессиональная этика в
оперативно-розыскной деятельности.
Раздел II. СУБЪЕКТЫ ОПЕРАТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ГАРАНТИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ
ЗАЩИТЫ
Глава 3. Субъекты оперативно-розыскной
деятельности. Глава 4. Компетенция
субъектов оперативно-розыскной
деятельности . Глава 5 . Лица, привлекаемые к
участию в оперативно-розыскной
деятельности, их права и обязанности. Глава
б. Ответственность субъектов оперативно-розыскной
деятельности. Глава 7 . Гарантии нормативно-правовой
защиты субъектов оперативно-розыскной
деятельности.
Раздел III. КООРДИНАЦИЯ И
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАН, УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
Глава 8. Координация и
взаимодействие субъектов оперативно-розыскной
деятельности на территории стран,
участников Содружества Независимых
Государств. Глава 9. Контакты субъектов
оперативно-розыскной деятельности с
соответствующими органами иных
иностранных государств и с международными
организациями. Глава 10. Розыск и выдача
государству, участнику Содружества
Независимых Государств лица, совершившего
преступление на территории стран,
участников Содружества Независимых
Государств. Глава II. Совместное
информационное обеспечение оперативно-розыскной
деятельности представителей стран,
участников Содружества Независимых Госу
дарств.
Раздел IV. РЕШЕНИЯ И ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ
Глава 12. Решения в оперативно-розыскной
деятельности. Глава 13 . Оперативно-розыскные
действия , совершаемые на территории стран,
участников Содружества Независимых
Государств. Глава 14. Основания и порядок
совершения оперативно-розыскных действий
субъектом оперативно-розыскной
деятельности на территории страны,
участника Содружества Независимых
Государств.
Раздел V. ИНЫЕ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 15. Контроль и надзор за
оперативно-розыскной деятельностью на
территории стран, участников Содружества
Независимых Государств . Глава 16.
Обжалование решений и оперативно-розыскных
действий должностных лиц, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность . Глава 17
- Возмещение вреда, причиненного
оперативно-розыскной деятельностью. Глава
18. Разрешение коллизий и споров между
представителями стран, участников
Содружества Независимых Государств в связи
с осуществлением оперативно-розыскной
деятельности.
Раздел VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И
ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 19.
Заключительные положения. Глава 20.
Переходные положения . Только путем
регламентации правил в едином
законодательном акте государств,
участников СНГ, можно решить проблему, с
одной стороны, унификации норм об
оперативно-розыскной работе
заинтересованных в этом стран, а с другой ~
легитимированного, цивилизованного
порядка работы специальных служб и
правоохранительных органов России и ее
партнеров, вынужденных в случаях крайней
необходиности ограничивать
конституционные права одних лиц для защиты
прав и свобод других, нарушаемых
преступными посягательствами.
Основная идея проекта Модельного
закона "Об оперативно-розыскной
деятельности на территории стран,
участников Содружества Независимых
Государств" (далее - Модельный закон)
заключается в приведении правил,
регулирующих негласную деятельность
правоохранительных органов стран СНГ, в
соответствие с национальными законами об
оперативно-розыскной деятельности, а также
с положениями Международного пакта о гражданских
и политических правах. Европейской
конвенции о защите прав человека и основных
свобод. Кодекса поведения должностных лиц
по поддержанию правопорядка (принятого
Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г.).
В орбиту действия Модельного
закона предлагается включить не только
оперативно-розыскную деятельность,
понимаемую российским законодателен в "узком"
смысле слова (как средство защиты исклю
чительно от преступных посягательств), но и
контрразведывательную работу, также
регламентируемую в иных государствах,
участниках СНГ, в национальных оперативно-розыскных
законах (см., например: ст. 1 "Оперативно-розыскная
деятельность" Закона Республики
Казахстан "Об оперативно-розыскной
деятельности").
Эта особенность действия норм
проекта Модельного закона позволит
расширить сферу применения закона как
нормативного правового акта высшего уровня
в деятельности специальных служб и
правоохранительных органов и одновременно
сделает реальным наиболее эффективно
использовать богатые возможности
национальных конгрразведы-вательных
органов по предупреждению, выявлению,
пресечению и расследованию преступлений.
|