Анатолий САУТИН
ГРУППА авиастроительных
компаний США, НАСА и АНТК имени Туполева
объявили о завершении совместной программы
наземных и летных испытаний российского
сверхзвукового самолета Ту-144ЛЛ. Итог
сотрудничества выглядит противоречиво. С
одной стороны, это 10 млн. долл., заработанные
АНТК, с другой - разочарование, которое
охватывает большинство российских
авиастроителей, участвующих и следящих за
подобного рода партнерством.
Несмотря на то, что Ту-144 совершил
последний регулярный полет в конце 1970-х гг.,
Россия продолжает быть лидером в области
использования сверхзвуковых технологий в
гражданской авиации. Самолет, подобный Ту-144,
удалось создать только западноевропейским
конструкторам. «Конкорды», построенные
компаниями «Аэроспасьяль» и «Бритиш
аэроспеис», до сих пор эксплуатируются на
трансатлантических рейсах. Но летающих
лабораторий, аналогичных Ту-144ЛЛ, в мире не
существует.
В 1990 г. НАСА и группа американских
компаний начали разрабатывать
сверхзвуковой пассажирский лайнер,
получивший название СПС-1 Создание
фундаментальной научной базы требует
гигантских инвестиций. Использование «Конкорда»
в качестве летной лаборатории европейцы, по
данным зарубежной печати, оценили в 70 млн.
долл.
В США решили, что выгоднее
использовать опыт России. По словам
главного конструктора АНТК им. Туполева
Александра Пухова, курирующего проект с
российской стороны, первоначально НАСА
предложило 4 млн. долл, однако туполевцам
удалось поднять цену до 10 млн. долл. «Наши
знания остались невостребованными
государством, они теряют ценность, поэтому
выгоднее поделиться ими с американцами, -
считает Пухов. - А когда США начнут строить
СПС-2, мы, безусловно, получим долю в проекте».
Представители компаний «Боинг», «Макдоннелл
Дуглас» и «Рокуэлл» не скрывают: за два года
тесного сотрудничества с Россией они
получили уникальные аэродинамические,
конструкционные, акустические данные, а
также информацию об условиях реальной
эксплуатации сверхзвукового пассажирского
самолета.
По словам Пухова, особый интерес
представляет информация о том, как
распределяется давление во время
сверхзвукового полета на нижние и верхние
части крыльев. Важно, что эти данные
получены в условиях реального
сверхзвукового полета, а не в результате
математических расчетов и наземных
продувок модели в аэродинамической трубе.
Ценные сведения по потоку воздуха в
двигателе достались компаниям «Дженерал
электрик» и «Пратт энд Уитни», которые
провели эксперименты с самыми мощными в
мире сверхзвуковыми двигателями НК-321.
Кстати, именно этими моторами оснащены
стратегические бомбардировщики Ту-160,
состоящие на вооружении России.
По мнению экспертов ВПК «МАПО»,
изучающих конъюнктуру мирового авиарынка,
на создание подобных технологий США
потребовалось бы не менее пяти лет. При этом
затраты на самостоятельные научные
изыскания могли составить несколько
миллиардов долларов.
В неофициальной беседе с
корреспондентом «Финансовых известий»
научные работники фирмы Туполева, КБ «Микояна»,
ОКБ «Сухого», авиационных НИИ критически
отзывались о формах кооперации с
американцами. Россия, по их словам, за
исключением скромной суммы в 10 млн. долл., по
итогам проекта получила одни лишь обещания:
быть может, в будущем испытания будут
продолжены, а если США начнут строить новый
самолет, позовут в качестве участников
наших авиастроителей.
Возможно, это и произойдет, но для
России наверняка примет форму банальной «утечки
мозгов». По мнению представителей военных
ведомств, в ближайшие два года миграция
научных кадров станет в России массовым
явлением. Начатая в конце 80-х годов
конверсия лишила работы коллективы людей,
занятых в советское время разработками
технологий двойного назначения. Сейчас для
многих ученых истекает срок подписки о «неразглашении
гостайны». Получив право на выезд за рубеж,
они увезут из страны не только опыт, но и
невостребованные идеи. На Западе к этому
уже готовятся: зарубежные компании,
используя методы социологического опроса,
уже сформировали картотеку специалистов из
России.
Научное сотрудничество с
зарубежными компаниями, в результате
которого российская наука теряет кадры и,
по сути, за копейки продает ноу-хау,
становится распространенной практикой для
большинства российских КБ, в том числе и
военных. Например, конструкторы ОКБ имени
Микояна, создавшие в свое время знаменитые
истребители МиГ-29, работают теперь на
авиационную индустрию Китая. Технология
кооперации? как сообщил один из бывших
сотрудников КБ, выглядит следующим образом.
Группа наших ученых рисует контуры нового
легкого истребителя, а за их спиной сидят и
все скрупулезно конспектируют их китайские
коллеги. Россия, по сути, передает
технологии строительства самолетов в целом*
Между тем в мировой практике, как известно,
продают обычно готовый продукт, не
раскрывая секретов его создания.
Кстати, в качестве научного
партнера Пекин сначала рассматривал
компанию «Локхид Мартин». Но американцы
оценили свой вклад в несколько миллиардов
долларов.
И все же, как считает директор
Центрального института авиационного
моторостроения Донат Огородников, даже от
такого научного сотрудничества с другими
государствами отказываться не следует.
Пока это остается единственной
возможностью для российских КБ и НИИ выжить
и хоть как-то сохранить накопленный
потенциал.
|