Что такое одаренность. Одаренный
или неодаренный человек. Как нас всегда это
волнует! Как часто родители беспокоятся: «У
моего Андрея нет никаких математических
одаренностей, а мне так хотелось бы, чтоб он
стал, как и отец, инженером». И сами ребята
не прочь поговорить о одаренностях, в
особенности старшеклассники. Для них это
вопрос практически важный: чтобы выбрать
жизненный путь, надо правильно определить
свои способности, соразмерить свои силы с
предстоящими трудностями на поприще труда.
Но, очевидно, раньше всего надо
знать, что такое одаренность. Иначе и нельзя
начинать серьезный разговор об их
воспитании, недостатках и достоинствах. Это
тем более необходимо потому, что
употребляемое с такой легкостью понятие «одаренность»
только на первый взгляд кажется столь
простым и очевидным.
Психология подчеркивает, что
одаренность и знания, одаренность и умения
образуют единство, но не тождество. А так ли
это существенно? Если мы допустили бы, что
одаренность тождественна навыкам и знаниям,
тогда оценка на экзамене стала бы
окончательным и не подлежащим обжалованию
приговором способностям вашего сына или
дочери. Между тем факты свидетельствуют о
тяжелых ошибках, иногда трагических, иногда
забавных, которые совершались людьми,
намеренно или по неведению
отождествлявшими знания и одаренность. Уже
стал хрестоматийным рассказ о художнике
Сурикове, которому в молодые годы отказали
в поступлении в Академию художеств.
Инспектор академии, просматривавший его
рисунки и безапелляционно заявивший: «За
такие рисунки вам даже мимо академии надо
запретить ходить», допустил именно такую
ошибку. Великий художник вскоре опроверг
делом этот отзыв, легко овладев
необходимыми знаниями и умениями.
Говоря о одаренностях, мы
оперируем такими философскими категориями,
как «возможность» и «действительность».
Подобно тому как брошенное в почву зерно
лишь возможность по отношению к колосу,
который может вырасти из этого зерна при
условии, что структура, состав, влажность
почвы, погода и т. д. окажутся
благоприятными. Одаренность человека - лишь
возможность для приобретения знаний и
умений. А будут или не будут приобретены эти
знания и умения, превратится ли возможность
в действительность, зависит от множества
условий: от того, например, нужны ли будут
эти знания и навыки человеку, будут ли
заинтересованы окружающие его люди (семья,
школа, товарищи и др.) в том, чтобы он овладел
этими знаниями и умениями; от того, как его
будут обучать, как будет организована
трудовая деятельность, в которой эти умения
и знания понадобятся и закрепятся, и т. п.
Одаренность - это возможность, а
достигнутый уровень мастерства в том или
ином деле - это действительность.
Выявившаяся у ребенка музыкальная
одаренность ни в коей мере не гарантирует
того, что ребенок будет музыкантом. Чтобы
это произошло, необходимо специальное
обучение, музыкальный инструмент, ноты,
огромная выдержка и терпение, свободное
время, хорошее состояние здоровья и многие
другие условия, без которых одаренность
может не развиться.
Психология устанавливает общее
правило развития человеческих
одаренностей. Одаренность обнаруживаются
только в деятельности и только в такой,
которая не может осуществляться без
наличия этих одаренностей. Нельзя говорить
о одаренностях человека к рисованию, если
его еще не учили этому. Только в процессе
специального обучения рисунку и живописи
может выясниться, есть ли у обучающегося
одаренность. Это обнаруживается в том,
насколько быстро и легко он усваивает
приемы работы, цветовые отношения.
|