Проявляясь в конкретной
деятельности, одаренность в ней же
развивается и формируется. Так,
систематические занятия электротехникой
могут развить техническую одаренность
юноши: он будет быстрее и лучше других
разбираться в новых чертежах, схемах,
сложных проводках и приборах. Упорные
тренировки могут развить сравнительно
слабые спортивные одаренности. Известно
немало случаев, когда в детстве человек не
встречал со стороны окружающих признания
тех одаренностей, дальнейшее развитие
которых принесло ему в конце концов
заслуженную славу.
«От каждого по его способностям...».
И в капиталистическом обществе, и в
социалистическом этой формулой
определяется то, что ждет страна от каждого
гражданина. Вместе с тем эта же формула
говорит о том, что люди по своим
способностям отличаются друг от друга. В, И.
Ленин писал: «Когда говорят, что опыт и
разум свидетельствуют, что люди не равны, то
под равенством разумеют равенство
одаренностей или одинаковость физических
сил и душевных одаренностей людей.
Само собой разумеется, что в этом
смысле люди не равны».
Вот почему, говоря о одаренностях,
имеют в виду индивидуальные
психологические особенности человека.
Спортивные одаренности,
конструкторские, педагогические,
организаторские... Все это качественная
характеристика одаренностей, ответ на
вопрос, в какой сфере трудовой деятельности
человеку легче найти себя, добиться больших
успехов и достижений для пользы общества.
В основе одинаковых или сходных
достижений при выполнении какой-либо
деятельности могут лежать сочетания весьма
различных одаренностей. Это открывает
перед нами замечательную особенность
человеческих одаренностей: широкие
возможности компенсации одних свойств
другими, которые развивает у себя человек,
трудясь упорно и настойчиво.
Даже если и не вундеркинды.
Нельзя сказать, что одаренный ребенок такая
уж невидаль. Особенно в нашей стране, где
создаются все условия для развития
дарования детей. И притом независимо от
расы, национальности, вероисповедания,
социального положения и материального
достатка родителей. Чтобы убедиться в этом,
достаточно познакомиться с работой
многочисленных кружков при Домах и Дворцах
культуры, клубах, школах. Конкурсы,
олимпиады, смотры художественной
самодеятельности, спортивные состязания
ежемесячно, ежегодно обнаруживают десятки
и сотни тысяч талантливых школьников и
школьниц, и имена лучших из них становятся
широкоизвестны.
Уж не следует ли из этого, что
каждый ребенок-это талант? Пусть
потенциальный, скрытый, непроявившийся, но
тем не менее заведомо талант. Ответить на
это нелегко, потому что категорическое «да»,
как и категорическое «нет», способно
принести равно большой вред ребятам, их
родителям, школе, в конце концов всем нам.
Какие опасности таит в себе категорическое
«да»?
Одаренность, талант - это слишком
сложный в психологическом отношении
ансамбль качеств личности, чтобы полагать,
что у каждого человека существует
возможность самостоятельно, неповторимо,
оригинально и творчески выполнять любую
деятельность.
Сделаем при этом одну
существенную оговорку. Когда мы утверждаем,
что нельзя из всякого человека сделать
талант в любой произвольно заданной
области творческой деятельности, то здесь
мы не имеем в виду, что каждого человека
якобы нельзя научить выполнять любое
наперед заданное дело (к примеру, играть на
рояле, рисовать пейзажи или натюрморты,
сочинять стихи и т.д.) и что нельзя развить
одаренность, без которых эта деятельность
неосуществима. Исследования русских ученых
Б. М. Теплова и А. Н. Леонтьева показали
ошибочность подобных представлений. Однако
от формирования в психологическом
эксперименте одной или даже нескольких
одаренностей к данной деятельности до
формирования таланта, как говорится, «дистанция
огромного размера». При решении этой
проблемы необходимо принять во внимание
качественное своеобразие таланта, которое
не сводится к простой сумме отдельных
одаренностей.
Иногда можно слышать рассуждения
о том, что развитие таланта зависит только
от времени специального обучения. Мол, если
бы мы располагали сроком в 200-300 лет, то при
наличии специально поставленного обучения
и воспитания мы могли бы из любого
мальчугана сделать на выбор второго
Моцарта, Рафаэля или Ломоносова. Однако при
этом упускается, в частности, из виду то, что
замечательные одаренность этих великих
людей в том-то и заключались, что творческих
успехов они смогли добиться легче и быстрее,
чем другие люди. Поэтому в самой основе
этого рассуждения заложено противоречие:
допустимо ли говорить о столь долгом
развитии качества, суть которого в том, что
человек, им обладающий, делает что-то не
только лучше, но и быстрее, чем все
остальные? Впрочем, пока человек не стал еще
таким долгожителем и рассмотрение
подобного предположения остается в плане
фантазии.
Итак, безоговорочное «да» при
ответе на вопрос, каждый ли ребенок
талантлив (речь, разумеется, идет о
нормальных детях, обучающихся в школе), мы
не решаемся произнести. Но мы не скажем и «нет».
Весь вопрос в том, что имеется в
виду, когда говорят «каждый ребенок
талантлив». Мы отвергли мнение, что каждый
ребенок окажется талантлив в любой наперед
заданной деятельности и что, принципиально
говоря, можно всякого ребенка довести до
вершин мастерства в любой, заранее
намеченной профессии, будь то профессия
композитора, скульптора, слесаря-универсала,
балетмейстера, кинорежиссера, оперного
певца, физика-теоретика, писателя,
конструктора космических кораблей и
футбольного тренера. Однако мы не стали бы
возражать против того, что «каждый ребенок
талантлив», если понимать это так: каждый
ребенок при правильном определении его
склонностей и развитии его одаренностей
может обнаружить дарование в одной или
нескольких областях человеческой
деятельности.
Другими словами, мы говорим «да»,
когда речь идет о бескрайнем просторе для
развития талантов в разнообразных, иногда
неожиданных для ребенка и его близких
направлениях, обусловленных его
склонностями и общественными
потребностями. Мы говорим «нет», когда
развитие таланта представляется узкой
дорожкой, которую «заботливо» выбрали для
ребенка опекающие его взрослые, исходящие
из соображений выгоды, традиций или
тщеславия, но в равной мере невежественные
в вопросах психологии одаренностей.
Лишь у немногих дарование лежит на
поверхности - его приходится обнаруживать и
специально развивать, не навязывая
молодому человеку своих представлений о
единственно возможном для него жизненном
пути, а помогая ему самому найти этот путь и
укрепиться в своем выборе. И если, вопреки
чаяниям родных и близких, из мальчика не
получается выдающийся математик или
композитор, пути ему не заказаны - из него
может выйти талантливый инженер или
блестящий педагог. «В нашей стране не
талантливы только лентяи», - сказал Николай
Островский. С этим нельзя не согласиться.
|