On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Практические методологический вопросы педагогики одаренных детей

Главное направление в педагогическом воспитании одаренных детей - это изучение собственных потенциальных возможностей, исследование таких уникальных и неожиданных явлений, как вспышка детской и педагогической талантливости и даже проблеска гениальности.

Феномен «вспышки» можно обнаружить, занимаясь с детьми детского сада. Каким образом ребенок чувствует нужное гениально скроенное слово, или звук, или цвет - загадка. Чудо внутри детской души. Нужно войти в детский нутряной храм и оттуда выйти с разгадкой детской феноменальности. Чтобы совместно творить. Чтобы удивлять. Чтобы думать над тем, почему в первые 5 лет ребенок способен создать шедевры, а вся последующая жизнь (авторитарно-раздражительная семья, сад, школа, карающее и обкрадывающее производство, коррупционно-садистское государство) должна убить великие творческие, от Бога данные начала.

Рассмотрим закономерные причины: нет ли связи между социальными катастрофами, экологическими бедами и вспышкой детской талантливости.

Почти все социально-культурные катастрофы сопровождались- двумя тенденциями - безумством агрессивно-извращенных сил и безудержным вселенским взлетом человеческого Духа. В своих романах («Паразитарий»,«Печора», «Групповые люди» и др.) можно проследить эти противоположности. Как и сегодня, две тысячи лет тому назад «вонючий рынок» было ругательным словом, армяне воевали с парфянами, свирепствовал антисемитизм, евреев обвиняли в захватничестве, хитростях, претензиях на господство мира и командование всеми прочими, этакими простоватенькими дурочками, ждали конца света, прихода Мессии, голода, нищеты и бесконечно кровавых войн. Как и сегодня, росли гениальные дети, которые становились либо тиранами (Нерон), либо пророками- апостол Павел. Сравните детей Возрождения - божественный Савонарола, впоследствии повлиявший на весь Ренессанс (Рафаэль, Боттичелли, Микеланджело), сравните, как рождалась гениальность, как она развивалась в дни смут, войн, зловещих пожаров, на которых жестокий развратник папа Александр VI сжигал инакомыслящих.

Заметьте, во все кризисные времена истории утверждался девиз, который особенно ярко прозвучал в годы наполеоновских войн: «Дорогу талантам!»

Эту сторону феноменальных всплесков можно раскрыть детям на примерах русской истории. Становится понятным, каким образом два простолюдина Никон и Аввакум Петров всколыхнули Россию, определив дальнейшие судьбы российской неординарной заветности. Взгляните с детьми на Алексея Михайловича, русского царя, и его противницу боярыню Морозову, возможно, самую удивительную женщину во всей истории нашего Отечества, волею случая оклеветанную замечательным художником Александром Ивановичем Суриковым. Увидьте в срубах горящих детей России, когда, протестуя против неправедности, люди селениями сжигали себя. Петр 1, узнав, что свыше 20000 русских мужиков лишили себя жизни, издал указ, запрещающий самосожжение - неслыханное в мировой культуре! Россия - страна крайностей. Рядом с гением гордыни соседствует гений пророческий. Рядом с Чернышевским и Белинским -Достоевский и Лесков, рядом с Ильиным и Бердяевым - Ульянов и Горький. «Россия будущего всегда жила в мальчиках, только что вышедших из детства, но сумевших вобрать в себя и общечеловеческую науку, и чисто народную Русь». Эти слова Герцена - эпиграф ко всей педагогической идеологии. Потому и пришел черед раскрывать детскую, и педагогическую талантливость, гениальность. Ибо в этом и только в этом спасение от грядущих бед!

Ее неразработанный еще до конца принцип - РАЗВИВАТЬ НА ВЫСОКОМ. Независимо от возраста. Для меня, автора курсовой работы, и для ребенка Рафаэль, Рублев и Эль Греко всегда выше Черепашки Ниньзи. Но не выше детства! Нельзя путать акселерацию и овзросленность со способностью детей к восприятию БОЛЬШОЙ КУЛЬТУРЫ. Я за элементы высокого профессионализма. Настоящие искусство и техника живописи: гуашь и темпера, кисти, настоящие киты искусства - линия, композиция, цвет. Настоящее единство предметности и фантазии, конкретного и абстрактного.

Высокая технология общения с ярко одаренными детьми еще весьма осторожна в высказываниях, неразработанна и полифонична. Она вбирает в себя и развитие речи, и начатки философии, и такие неуловимые движения духа, как волнение, озарение, эвристические всплески ума и сердца.

«Тень», «полутень», «свет», «мазок», «ритм», «образ», «контраст» - это не просто новые слова, это еще и звучание новых мелодий в душе ребенка, которые он непременно проиграет на фортепиано, выразит их хореографически, найдет нужные выражения в ритмах группового общения.

Технология не должна вести ребенка к умерщвлению предмета, натуры. Он не умеет еще различать и отчленять часть от целого. И это прекрасно. Но учить ребенка видеть и подмечать, радоваться найденному решению или обнаруженным световым рефлексам - в этом одно из главных направлений высшей технологии. Не менее важное - определение и освоение способов самовыражения, методов и приемов изображения окружающего мира. И для этого нужна энергиччая, даже по-могучему заинтересованная, напористая волнительность педагога.

А вы знаете, свет бывает тусклый и тогда краски как бы «пожухлые». Что такое «пожухлость»? А какими красками изобразить свет? А унылый? Какие краски надо смешать друг с другом, чтобы получился веселый, ликующий свет?

Раньше дети не задумывались о том, как художник шел к своему Божественному Свету. А теперь задумались, потому что нужно самим принимать решение. Самим строить на картине свой собор. Самим подыматься на великую художественную высоту. Самим искать ступени высшей технологии.

Это неправда, что дети не страдают. Эмоциональные стрессы для детей проходят сильнее и опаснее, - постоянно подчёркивали великие педагоги. Каждый десятый школьник проходит через рубеж: жить или не жить.

А какие краски у жизни? А у смерти? Это уже сложнейшая философия. Им предшествовали упражнения по цвету, свету, движению красок. Вот, например, дюжина упражнений, которые захватили старшеклассников.

1. Краски Баха, Рембрандта, Босха.

2. Палитра Рублева, Кустодиева, Шагала.

3. Краски Достоевского, Лермонтова, Тютчева.

4. Краски Дега, Инкассо, Ренуара.

5. Мое «Я» в рисунках и световых (формах.

6. Мое «Я» в царстве абстрактного.

7. Красота линий, форм, красок.

8. Цветовые оттенки нищеты,

9. Внутренний свет грязных красок.

10. Дерзкая гениальность в красках и формах.

11. Моя печаль в свете вечерних тонов.

12. Моя радость в красках светлого дня. Какие же потрясающие художественные работы дают дети, выполняя эти необычные упражнения. Упражнения при разумном обращении с ними, ведущими в мир синтеза наук, культур и искусств в мир большой живописи, литературы, музыки, истории культуры.

Некоторые работы одного из детских кружков были представлены на выставке в Хаммеропском центре. К примеру, Даша Уженкова, ученица девятого класса и третьего 4-й художественной школы Москвы, зацепилась за одну деталь - «барокко» в переводе означает жемчужину неправильной формы. Даша любит Баха. И она нашла решение: что-то похожее на жемчужину и скрипичный ключ и подлинно художественное движение света - талантливая работа. А чего стоят рассуждения о сходстве красок Ван Гога и Достоевского - мучительные сочетания наэлектризованно-желто-огненного с розовато-голубыми, кобальтовыми всполохами, а краски НИЩЕТЫ или собственного «Я»-и выражения этого богатства красок на своих полотнах. Через высшую технологию мы даем взрослым и детям правовые, социально-экономические, философские, историко-художественные представления о мире.

Чтобы источник педагогического искусства забил ключом, нужна человеческая энергия. Эта вторая характеристика мастерства и техники, по Аристотелю. Энергия незримыми нитями соединяет творца и сотворца. Средства нашей борьбы с детским равнодушием - литература, живопись, философия, та высшая гуманитарность, из которой складывается мировоззрение. У современной молодой конфортности, однако, пиетет перед Богом и Церковью.

Предлагая вниманию один предлинный спор с мальчиком. Он рассуждал: .«С кем бы я предпочел общаться? С Молчалиным или с Чацким? Конечно же с Чацким!» - «Он бы восстал против ваших гнусных установок, против вашей безграмотности, он бы высмеял...» - «Ну тогда мы бы собрались и врезали бы ему...» «Ну, а если бы Христос пришел к вам, он, кого бы он поддержал --вас или Чацкого?» - «Конечно же Чацкого...» «И ему бы врезали?» Молчание.

Его квартиру украшают картины, написанные им: «Чацкий», «Христос», «Пейзаж». Он каждый день соприкасается с ними.

Не все педагогические системы одинаковы. Одни черпают силы в самом предмете, другие - в сотворце. Нельзя делить детей на второсортных и первосортных. Сегодня эта тенденция очевидна. Нужно,чтобы синтез культур, искусств и наук соединялся с разнородными примерами творчества - игрой, рефлексией, философским диалогом, исторической драматизацией, музыкой и разнородными видами сочинительства.

Многие педагоги допускали ошибку: всегда ориентировали детей только на радость средствами этакого упрощенного оптимизма, переходящего в бодрячество. Такого рода радость уничтожает глубину и подлинную гуманитарность. Ученику разрешается переживать по поводу книжной смерти, по поводу книжных стрессов, но не по поводу своих катастроф. Мы беждены, если гуманитарность отрывается от злободневных, сегодняяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяяятности, от бедности и богатства, от любви и свободы, от насилия и ненависти, от права и бесправия, то такая культура обречена на перерождение.

Величайшее противоречие: ребенок поставлен в необходимость, с одной стороны, преодолевать «совершенную» технологию, а с другой - осваивать ее как способ снятия противоречий между своей личной свободой и регламентом, между своей любовью и насилием, между собственным даром и обязательностью зубрежки, которой противится вольный дух детский талантливости. То, что Дельвиг выжил и стал Дельвигом, и делает лицей непревзойденным.. Пробудить, а потом не заглушить, развить источник СВЕТА в душе каждого ребенка - в этом смысл воспитательного учреждения, претендующего на неавторитарный стандарт!

Семью, способную изгнать из своих стен своего ребенка, мы называем изуверской. Надо ли говорить о том, что истинно гуманное и демократичное учебное заведение не поступит предательски по отношению к своему питомцу.

В какой атмосфере снимаются противоречия между регламентом и творчеством? В семейной. Только совместно с семьей можно творить педагогические чудеса. Чудо внутри детской души. Нужно войти в детский нутряной храм и оттуда выйти с разгадкой детской феноменальности. Чтобы совместно творить. Чтобы удивлять. Чтобы думать над тем, почему в первые пять лет ребенок способен создать шедевры, а вся последующая жизнь (авторитарно-раздражительная семья, сад, школа, карающее и обкрадывающее производство, коррупционно-садистское государство) до-лжна убить великие творческие, от Бога данные Начала!

В водовороте культур, озарений и детской самоактуализации рождается индивидуальность. Услада начинается так: «В некотором царстве, в некотором государстве, где цены были такие высокие, что бедным несчастным детям и хороших красок не купить, так вот в этом царстве жила-была простая волшебная кисточка...» И каждый ощущает ее волшебство, трогая колонковое острие ладонью, щекой, чтобы вобрать в душу се тонкость. А потом наблюдает, как принцесса-кисть отправляется в загадочные владения, именуемые ПАЛИТРОЙ.

Назад       Главная       Вперёд