МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ о воспитании
детской одаренности - это, в основном,
учение о принципах построения, формах и
методиках научного познания. Чтобы
разбавить лирический тон предыдущего
параграфа, скажем в заключении несколько
научно.
Попытаемся выяснить что такое
ассоциации, гирлянды ассоциаций и
ассоциативные приемы.
Под ассоциацией понимается
отражение в сознании человека взаимосвязи
между предметами, явлениями
действительности и психическими
восприятиями, ощущениями, двигательными
актами, представлениями и т.д. Ассоциации,
как правило, появляются без активного
восприятия. Оригинальность, сочность и
яркость ассоциаций зависит от интересов
человека, его индивидуальных особенностей,
реакций и моментального направления
сознания.
Исследования психологов
показали, что возможности человека
генерировать ассоциации ограничиваются
лишь фактором времени, поэтому ассоциации
можно рассматривать как источник
дополнительной информации, которую можно
использовать в творческом процессе.
Основная цель генерирования
ассоциаций заключается в том,чтобы "расшатать"
стереотипные представления о
совершенствуемом объекте, активизировать
фантазию и воображение, перекинуть "мостик"
к искомым аналогиям. Ассоциации в
творческом поиске выступают как прямые "подсказки",
как аналогии или как средства смотрения
аналогии между наблюдаемым объектом и
объектом совершенствования, объектом
изобретения. Последнее свойство ассоциаций
наиболее ценно и обладает большой
эвристической силой. Так в примере с "арахнавтикой",
наверное, для того, чтобы у Дедала родилась
идея использовать нити в качестве парашюта,
необходимо было стечение двух
обстоятельств: наб-людение летящего на
паутине паучка и возникновение ассоциации
с летящим парашютистом. Именно в тех
случаях, когда аналогия находится по
ассоциативной связи, решения отличаются
неожиданностью и оригинальностью.
Различают ассоциации по сходству,
контрасту и смежности.
Ассоциации по сходству могут
быть использованы как исходные данные для
приемов эвристической инверсии (обращения,
поиска от конца к началу), по смежности - для
приемов преобразования в простанстве и
времени.
Все примеры генерирования
ассоциаций можно разделить на две группы:
приемы свободных ассоциаций и направленных
детерминированных ассоциаций.
К свободным ассоциациям относят
такие, генерирование которых производится
без каких-либо ограничений смыслового или
грамматического характера. При этом
ассоциации могут быть выражены именем
существительным, глаголом, прилагательным,
наречием, группой слов в виде метафоры,
поговорки, пословицы, каламбура и т.д.
Генерирование направленных
ассоциаций ограничивается определенными
заранее заданными условиями.
К таким условиям, например, можно
отнести генерирование ассоциаций по
контрасту, выраженных только глаголом и т.д.,
или ассоциацией по сходству, также
выраженных словами опреленной части речи
или символами, знаками и т.д.
Генерирование как свободных, так
и направленных ассоциаций основывается на
быстрой реакции на слово раздражитель.
Реакция человека на слово-раздражитель
является глубоко индивидуальной и зависит
от его интелекта, темперамента, условий,
психо-физиологического состояния и т.д.
Ассоциации можно генерировать в
виде группы на одно слово раздражитель и
виде связанной последовательности - "гирлянды",
когда ассоциация, вызванная словом-раздражителем,
является в свою очередь, словом-раздражителем
для последуещей ассоциации.
Генерирование группы ассоциаций
может быть полезным как при поиске новых
технических решений, так и на стадии
постановки задачи для более глубокого
анализа объекта, выявления всех возможных
признаков и свойств этого объекта.
Гирлянда ассоциаций может
рассматриваться как эвристический прием,
используемый для ухода от традиционных,
стереотипных сравнений и аналогий и
нахождения взаимосвязи (аналогий) между
объектом и отдаленным понятием (ассоциацией).
Этот прием может быть полезен при поиске
новых функций свойств и качеств объекта.
Как уже говорилось,
эффективность всех эвристических приемов,
в том числе и ассоциаций, проявляется не
столько в обеспечении прямого выхода на
искомое решение, сколько в подготовке
психики человека к моменту "озарения",
в установлении связи между сознанием и
подсознанием и подключением интуиции.
Конечно, нельзя не видеть
огромные возможности ассоциаций для
развития творческих задатков: памяти,
остроты мышления, воображения, а
использование метафорических ассоциаций
развивает, кроме того, образность мышления.
В качестве упражнений для
тренировки этих задатков можно
использовать все изложенные приемы.
Неплохо, если эти упражнения будут
выполняться в виде игры и особенно детьми, у
которых воображение и образность мышления
проявляются сильнее. В этой игре дети будут
выполнять роль "катализатора" и
одновременно с помощью взрослых развивать
свои природные задатки.
Рассмотренные нами
эвристические приемы послужили основой для
создания эвристических, интуитивно-ассоциативных
методов активизации творческого мышления.
Эти методы можно рассматривать как
совокупность предписаний по выполнению тех
или иных эвристических приемов, а с точки
зрения их использования для развития
задатков и способностей творческой
личности - как готовые упражнения для
тренировок.
Литература:
1. Хворостов А.Л. Педагогика. М. 1994.
2. Пойа Д. Как решать задачи. - 1959.
3. Акоф Р. Искусство решения
проблем. - М.: Мир, 1982.
4. Альтшуллер Г.С. Творчество как
точная наука: теория решения. Спб. 1994.
изобретательских задач. - М.:
Советское радио, 1979.
5. Амосов И.М. и др. Моделирование
творческой личности. М. 1995.
6. Буш Г.Я. Методологические
основы научного направления
изобретательством. - Рига: Лиесма, 1974.
7. Райнов Т.И. Теория творчества. -
Харьков, 1914.
8. Энгельмейер П.К. Теория
творчества. - С.Петербург, 1910.
9. Шумилин А.Т. Проблемы теории
творчества. - М.: Радио и связь, 1989.
10. Понамарев Я.А. Психология
творчества и педагогика. - 1976.
11. Лук А.Н. Мышление и творчество.
М.Посткриптум. 1994.
12. Рибо Т. Творческое воображение.М.1991.
13. Библер В.С. Мышление как
творчество. Спб. 1993.
|