On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Система и функции банковского менеджмента

Менеджмент банка представляет собой сложную (поли­структурную) систему. Структура его, как система управ­ленческих отношений, характеризуется взаимосвязанными отношениями основных функций, в состав которых входят:

- функция подготовки управленческого решения;

- функция принятия управленческого решения;

- функция организации выполнения;

- функция учета и анализа деятельности банков;

- функция контроля и надзора за реализацией уп­равленческих решений;

- функция оперативного регулирования процесса вы­полнения управленческих решений.

Функция подготовки управленческих решений в виде вариантов проектов стратегического и текущих планов, проектов программ, прогнозов реализуется организаци­онными системами планирования на основе информации маркетинговых исследований, отчетных и аналитических данных, а также материалов к проектам планов, про­грамм и прогнозов, которые представляются управле­ниями и службами банка.

Функция принятия управленческого решения реализу­ется высшим звеном руководства банка (Совет Дирек­торов, Правление, Президент, Вице-Президенты и другие высшие менеджеры) в виде: «Миссии банка», схемы порядка организации управления, стратегического плана, стратегических программ и проектов (соглашений, до­говоров и т.п.).

Функция организации выражается в вице: - организационных схем; - подготовки схем документооборота; - положений и инструкций по работе с персоналом; - организации маркетинговых и социологических ис­следований, внешних связей с иностранными и отече­ственными банками и другими организациями.

Реализуется, эта функция службами и подразделениями банка, работающими под руководством менеджеров сред­него и низового уровней.

Функция учета и анализа реализуется службами бух­галтерского учета, статистики, планирования, маркетинга

в форме бухгалтерских балансов, периодической, фи -нансовой и статистической отчетности, аналитических записок и т.п.

Функция контроля реализуется руководством банка всех уровней от низшего до высшего.

Осуществляется функция контроля в двоякой форме: внешней и внутренней.

Внешний контроль осуществляется органами госу­дарственного надзора в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами; внешним вневедомственным аудитом со стороны негосударствен­ных организаций.

Внутренний контроль осуществляется службами банка.

Функция оперативного регулирования процесса выпол­нения управленческих решений осуществляется менедже­рами среднего и низшего звена. При этом возможна и корректировка ранее принятых руководством решений. Коррективы эти вносятся руководством высшего уровня.

Маркетинговые службы банка (или привлекаемые мар­кетинговые специализированные фирмы) обеспечивают необходимой информацией реализацию всех функций ме­неджмента.

Менеджмент, как показывает исторический опыт раз­вития мировой экономики, и теоретически и практи­чески возможен без маркетинга на основе отличных от маркетинга главных идей становления и развития банка.

История развития банковской деятельности позволяет выделить три этапа, для каждого из которых была своя парадигма развития банковской деятельности.

Первый этап - охватывает период становления, функ­ционирования и развития капиталистических отношений; от зарождения капиталистического уклада до победы и господства капитализма свободной конкуренции.

Парадигма этого периода истории банков - развитие депозитно-ссудной деятельности.

Банки - простые посредники между заемщиками и владельцами временно свободных денежных средств.

Информационная подсистема менеджмента банков це­ленаправленно формирует соответствующий массив ин­формации: о перспективах роста ссудного капитала, о

кредитоспособности и надежности заемщиков, о состо­янии и деятельности конкурирующих банков.

Второй этап - становление и функционирование моно­полистического капитализма от 70-80-х годов XIX века до 60-х годов XX века.

Концентрация банковских капиталов, образование бан­ковских монополий формирует новую роль банков.

С образованием банковских монополий изменяется роль и значение банков. Они получают возможность сна­чала точно узнавать состояние дел у отдельных капиталис­тов, затем контролировать их капитал, влиять на них по­средством расширения или сужения, облегчения или за­труднения кредита, и, наконец, всецело определять их судьбу, определять их доходность, лишать их капитала или давать возможность быстро и в громадных размерах увели­чивать их капитал и т.п.

Для менеджмента банка можно выделить следующие переходные ступени:

- переход от парадигмы «депозитно-ссудной деятель­ности банка» к парадигме «инвестора и имитента»; форми­руется новая роль банков как одна из основных черт монополистического капитализма;

- переход к парадигме банковского маркетинга; пара­дигма выявления потребностей запросов и предпочтений клиентов банков (корпоративных и индивидуальных) и способов удовлетворения этих потребностей, обеспечива­ющих получение высокой устойчивой нормы банковской прибыли.

Парадигма «депозитно-ссудного» менеджмента сменя­ется парадигмой «инвестиционной деятельности» менедж­мента.

Банки становятся инвесторами и эмитентами ценных бумаг, активно воздействуют на процесс конкуренции про­мышленного капитала, развитие акционерных обществ, возникновение монополий.

Новая парадигма не устраняет старую, но превращает ее в подчиненную.

Она меняет стиль работы банков, изменяет содержание менеджмента. Его информационная подсистема целена­правленно формирует иной массив информации. На пер­вый план выдвигается информация, связанная с инвести­ционной, преимущественно портфельной, деятельностью

на основе купли-продажи ценных бумаг корпораций, дру­гих банков и эмиссии собственных ценных бумаг (акций и облигаций); а также информация, связанная с выявлением кредитоспособности и ликвидности акционерных компа­ний и т.д.

Третий этап - современный, с 60-х годов XX столетия до настоящего времени. В условиях современной научно-технической и технологической революции создается об­щемировая информационная сеть, создаются транснацио­нальные и международные корпорации и банки. Появля­ется новая парадигма - маркетинг. В новых экономических условиях обеспечить устойчиво высокую прибыль нельзя без всесторонней ориентации на выявле­ние потребностей, запросов и предпочтений потребителей.

Парадигмы депозитной и инвестиционной деятельности становятся подчиненными новой идее - парадигме удов­летворения запросов потребителя, и на этой основе обес­печения высокой рентабельности и эффективности функ­ционирования банковского капитала.

Учитывая особое место информационного массива во всей системе менеджмента, поскольку предметом труда в управлении является информация, можно определить ме­неджмент банков на первом этапе как «депозитно-ссудный менеджмент», на втором- как «инвестиционный менедж­мент» и на современном, третьем этапе как «маркетинговый менеджмент».

Все функции менеджмента идентичны на всех этапах, но содержание их изменяется в связи с иным содержанием массива информации.

Назад       Главная       Вперёд