© 1998 г. А.И. Черкасов кандидат географических наук, старший научный сотрудник ИСКРАН
Географические рамки
Дальневосточного региона РФ в современном
понимании включают территории, на которые
распространяется "Федеральная целевая
программа долгосрочного развития Дальнего
Востока с учетом закрепления населения,
структурной перестройки экономики и
вовлечения региона в мировое хозяйство
через страны Азиатско-тихоокеанского
региона", утвержденная правительством
России в 1996 г. Вследствие происходящей
транспортно-географической
переориентации Республики Саха (Якутии),
этот субъект федерации, ранее нередко
относимый к Восточно-Сибирскому региону, в
настоящее время однозначно
рассматривается как составная часть
Дальневосточного региона. В сумме
рассматриваемый регион занимает 7 млн. кв.
км - почти 40% территории РФ, с населением 10
млн. человек (7% всего населения России) и
огромными, еще мало освоенными запасами
энергетического сырья, алмазов, руд
цветных и благородных металлов и других
полезных ископаемых, лесных, биологических
ресурсов и т.д.
Значение дальневосточных
ресурсов непрерывно возрастает в связи с
тем, что центр мировой экономической
активности все заметнее перемещается в АТР.
Вовлечение этих ресурсов в мировой
хозяйственный оборот может выдвинуть
Россию в число богатейших стран мировой
цивилизации.
Факторами, сдерживающими их
освоение, являются: суровые климатические
условия; малая освоенность территории;
немногочисленность коренного и малая
закрепленность пришлого населения; и,
наконец - при отдаленности от европейского
центра России, длительная история "закрытости"
местного хозяйства по отношению к
международному рынку, поддержание всех
внешних связей региона в течение
нескольких десятилетий только через
далекую Москву и обусловленное этим
привычное чувство "отдаленности",
которое сейчас с трудом уступает дорогу
новообретенному пониманию того, что даже
самый дальний Дальний Восток к чему-то да
близок (к Азиатско-тихоокеанскому региону,
например, в который входят и совсем близко
расположенные западные провинции Канады, и
тихоокеанские штаты США).
Как отмечали российские
участники первой Дальневосточной международной
инвестиционной конференции в Хабаровске в
мае 1996 г., при переходе к рыночным
отношениям территории Дальнего Востока
оказались в неравных условиях по
сравнению с другими районами России. Для
них характерны повышенные затраты на
воспроизводство трудовых ресурсов, транспорт
и энергоносители, большая доля утративших
прежнее значение оборонных отраслей,
сырьевая специализация, требующая больших
инвестиций в производственную и социальную
инфраструктуру предприятий по добыче сырья,
"очаговое" расположение таких
предприятий, слабая заселенность и
освоенность территории, ограниченные
возможности развития сельского хозяйства
и самоснабжения важнейшими видами
продовольствия, обреченность на
продовольственный импорт. Резкое изменение
соотношения цен не в пользу сырьевых
товаров и продукции первичной переработки,
привело к пассивному сальдо в отношениях с
другими регионами России и ограничило
инвестиционные возможности саморазвития.
В связи с этим было высказано
положение о том, что привлечение иностранного
капитала в форме кредитов, прямых и
портфельных инвестиций -одна из основных
задач, решение которых позволит
реализовать программы социально-экономического
развития региона. Стимулирование
иностранных инвестиций в экономику
Дальнего Востока предполагает прежде всего
создание здесь инвестиционного климата,
не менее привлекательного, чем в соседних
странах АТР^
Наиболее перспективными и по
многим причинам предпочтительными
инвесторами в экономику российского
Дальнего Востока представляются США и, в
еще большей степени, - экономически и
технологически сходная с ними Канада. Дело
не только в их мощном финансовом и
технологическом потенциале, не только в их
географической близости, не только в
очевидной близости североамериканской и
российской цивилизаций, обеспечивающей
большее взаимопонимание между партнерами,
но и в том, что прилежащие районы США и
особенно Канады относительно недавно в
своем развитии прошли путь, который, ради
будущего процветания региона и всей России,
предстоит пройти Дальнему Востоку, - и
потому они располагают ценнейшим опытом
освоения своих территорий с аналогичным
ресурсным потенциалом.
Известно, что в определенных
кругах российской общественности существует
предубеждение в отношении иностранных
инвестиций в освоение ресурсов отдаленных
и малодоступных территорий страны; говорят
даже об опасности "закабаления"
России иностранным капиталом.
Опровержением такой оценки может служить
пример Канады - в настоящее время
высокоразвитой, экономически
преуспевающей, проводящей независимую
внешнюю и внутреннюю политику страны -
члена ведущей "семерки" мировых
промышленных держав Запада, уважаемой в
мировом сообществе и, по оценке экспертов
ООН, в 1992-1996 гг. занимающей первое место в
мире по показателю "качества жизни". В
начале XX в., однако, Канада испытывала в
своем развитии почти аналогичные проблемы,
что и рассматриваемая территория России:
малозаселенность и отсутствие собственной
финансовой базы для капиталовложений в
освоение своих огромных минеральных,
энергетических и других природных ресурсов,
растянутость коммуникаций, суровый климат
и т.д. В противовес этим факторам в Канаде
был создан благоприятный инвестиционный
климат для иностранных капиталовложений и
фактически за счет последних (основную роль
играли инвестиции из США) были освоены
богатые нефтяные и газовые месторождения
на канадском Дальнем Западе, железорудные
- на Лабрадоре, цветных и благородных
металлов - в других отдаленных районах,
гидроэнергоресурсы - на севере Квебека и т.д.
Не желая зависеть от импорта товаров (нарастание
такой зависимости происходит и в других
районах России), Канада еще с конца прошлого
века привлекала иностранные
капиталовложения и в обрабатывающую
промышленность, заставляя тем самым,
например, американские компании не ввозить
в Канаду, а производить там необходимые
товары, обеспечивая таким образом и высокооплачиваемые
рабочие места для канадцев, и налоговые
поступления в канадский бюджет. Результат
известен: по соседству с США на
Североамериканском континенте появилось
еще одно экономически процветающее
общество, сохранившее при этом свою
национально-культурную самобытность.
Что немаловажно, возникнув и
финансово окрепнув в ходе совместного освоения
ресурсов страны, канадские предприниматели
в 70-х годах смогли начать успешную
конкуренцию с американскими партнерами под
лозунгом "выкупим Канаду обратно". За
последующие 15 лет такой политики, нашедшей
поддержку федерального правительства
Канады, усиление "канадской доли" в
контроле над национальной экономикой шло
не за счет ослабления позиций иностранного
капитала, а за счет роста национальной,
канадской составляющей: хотя к началу 1985 г.
объем прямых иностранных инвестиций в
Канаде вырос по сравнению с 1970 г. почти в 3
раза (до 83 млрд. долл.), совокупная величина
иностранных активов относительно еще
быстрее растущих масштабов канадской
экономики сократилась более чем в 1,6 раза; 19%
от размеров ВНП в 1985 г. по сравнению с 31% в 1970
г.
Более того, канадцы стали активно
вкладывать свои капиталы за рубежом. В 1995 г.
иностранные капиталовложения в Канаде
составили уже 168 млрд. долл. (в том числе из
США - 113 млрд., из Великобритании - 16,5 млрд., из
Японии - 6,7 млрд.) - и одновременно канадские
прямые капиталовложения за рубежом
превысили 142 млрд. долл. (в том числе 76,5 млрд.
в США, почти 14 млрд. - в Великобритании, более
3 млрд. - в Японии)^. Ясно, что ни о каком "закабалении"
не идет и речи. Мировая экономика
взаимопереплетена, и перелив свободных
финансовых средств из одной страны в другую,
туда, где они в данный момент наиболее нужны
и эффективны, - это нормальный
взаимовыгодный процесс, в том числе и между
высокоразвитыми странами. Для того чтобы
этот процесс "пошел", необходимо
создание не только благоприятного
инвестиционного климата в стране-реципиенте
иностранных инвестиций, но и "климата
сотрудничества" вообще.
Проблемы мнвестиций на Севере
В июне 1992 г. в ходе визита Б.Н.Ельцина
в Канаду было подписано российско-канадское
соглашение о сотрудничестве на Севере и в
Арктике, в рамках которого предложено 35
проектов и направлений совместной деятельности
в области науки (геологии, геофизики и др.
наук о Земле), строительства,
здравоохранения, решения проблем коренного
населения, социально-экономического
развития, защиты окружающей среды и
развития горнодобывающей промышленности
на 5-летний срок.
Доклад "Канада и приполярный
мир", опубликованный в апреле 1997 г.
Постоянным комитетом по иностранным делам
и международной торговле палаты общин
канадского парламента, рекомендуя продлить
срок действия этого соглашения,
характеризует нынешнее состояние
российско-канадских отношений как "хорошие,
если не замечательные"; более того, "Северо-Восток
Сибири" (в нашей терминологии - северная
часть Дальневосточного региона) с точки
зрения возможностей освоения его
богатейших ресурсов оценивается как "регион
с низким коммерческим риском и огромным
потенциалом". Несмотря на проявляемый
таким образом оптимизм, отмечается
чрезвычайно медленный рост прямых
канадских инвестиций в России, суммарный
объем которых к настоящему времени не
превышает 300 млн. долл. и сосредоточен
главным образом в золотодобывающей и
нефтегазовой промышленности. Авторы
доклада отмечают, что "конкуренты Канады
на российском рынке, по всеобщей оценке,
воспринимаются как более предприимчивые и
более решительные в своих действиях, чем
канадцы"^.
Такая критичная самооценка в
принципе характерна для канадских предпринимателей,
действующих на любых зарубежных рынках (они
традиционно считаются более осторожными и
медлительными, но при этом и более надежными,
чем их конкуренты из США и, особенно, из
азиатских стран АТР). Вместе с тем
аналогичное отставание в темпах
инвестирования не только от азиатских, но
кое-где даже от западноевропейских (например,
в Якутии) конкурентов отмечается и со
стороны американских предпринимателей.
С целью выявления причин,
сдерживающих рост инвестиций США и Канады в
экономику Дальневосточного региона России,
автор настоящей работы провел в мае-июне
1996 г. при содействии Американской торговой
палаты в России письменное анонимное
анкетирование нескольких десятков американских
и канадских бизнесменов, ведущих дела в
Дальневосточном регионе, а также беседы с
представителями региональных
администраций и российских
дальневосточных деловых и научных кругов в
Хабаровском и Приморском краях, на
Сахалине, Камчатке и в Республике Саха (Якутии).
Опуская подробности, в целом по выявленным
мнениям, можно констатировать, что
экономическое сотрудничество между
регионом и странами Северной Америки на
сегодня весьма и весьма незначительно,
мелкомасштабно и ограничено наименее
перспективными, но дающими наиболее
быструю отдачу сферами деятельности, в
основном сферой обслуживания. В качестве же
основных причин, сдерживающих рост
инвестиций в производственные секторы
хозяйства, опрошенными были названы
следующие проблемы и препятствия,
встречающиеся на пути их деловой
активности:
1. Несовершенство действующей в
России системы налогообложения.
Практически все опрошенные
предприниматели назвали этот фактор как одно
из основных препятствий для развития
хозяйственной деятельности и
международного сотрудничества, причем
более половины представителей российских
фирм, треть американских и все опрошенные
канадские считают его наиболее негативным.
Система налогообложения настолько "нелогична
и усложнена", а налоги в сумме настолько
высоки, что один из канадских предпринимателей,
ведущий дела в России и не получающий, по
его словам, никакой прибыли, на вопрос
автора, почему же его фирма не "уходит из
России", прямо ответил' "Только потому,
что хотим сохранить репутацию и в надежде
на изменение налогового законодательства -
чтобы быть здесь, когда такие изменения
произойдут".
2. Несовершенство российской
системы таможенного регулирования: усложненная
и медлительная процедура, частая смена
правил, завышенные размеры и нечеткий
порядок взимания таможенных пошлин. Ее
недостатки назвали "наиболее негативным"
фактором 50% американских и 40% опрошенных
российских фирм и организаций (но,
парадоксальным образом, ни один из
канадских респондентов).
3. Криминогенная ситуация, под
которой американские и канадские бизнесмены
(в отличие от российских) имеют в виду не
столько прямое насилие (с которым они, как
правило, не сталкиваются), сколько
коррупцию. Основной причиной коррупции
среди российских официальных лиц
опрошенные считают сохраняющуюся (во
многих случаях вопреки закону, по "традиции")
систему, при которой "для того чтобы
предпринять любой шаг в бизнесе, требуется
разрешение того или иного чиновника"; эта
система - "приглашение к взятке".
Лучшим способом борьбы с коррупцией
канадские и американские бизнесмены
считают неукоснительное, буквальное
исполнение действующих законов, которые не
предусматривают многих принятых на
практике разрешительных процедур, а
основаны на регистрационном принципе.
4. Трудности доступа к источникам
финансирования. Слабость российских
финансовых рынков, ненадежность российских
коммерческих банков и трудности получения
кредита за границей отмечали
преимущественно российские
предприниматели в качестве факторов
значительного ограничения роста для многих
фирм с иностранным участием. В этой связи
высказывались предложения разрешить
краям, областям или непосредственно
российским партнерам вести переговоры о
предоставлении иностранных кредитов под
гарантию администрации данной
территориальной единицы - в частности, в тех
случаях, когда речь идет о закупке в США и
Канаде зерна, продовольствия и других
важных товаров для отраслей местного
жизнеобеспечения (для чего возможно
создание залоговых фондов на местах в
рамках регионального законодательства об
инвестиционной деятельности).
5. Нехватка в регионе
квалифицированного персонала. По оценке
американских и канадских
предпринимателей, в регионе сложилась
парадоксальная ситуация: при обилии
образованных и квалифицированных людей
остро не хватает таких, квалификация
которых была бы совместима с требованиями
современного рыночного хозяйства. Речь
идет не только о современной экономической
и юридической подготовке, но также (и даже
особенно) принятой в западном мире деловой
этике, владении языками международного общения
и т.п. Многие опрошенные обращали внимание
на большую эффективность российских
партнеров, сотрудников и специалистов,
прошедших курс обучения в США и Канаде.
Одной из моделей такой подготовки кадров
может послужить финансируемая
правительством Канады в середине 90-х годов
программа "Исследование и обучение для
развития реформ", предусматривающая
двухмесячные стажировки в Канаде
специалистов из России по следующим темам:
1) реформа законодательства и права; 2)
принципы демократии; 3) проблемы
окружающей среды; 4) урегулирование
конфликтов; 5) развитие Севера и Арктики. Не
менее важны, естественно, и чисто технологические
направления обучения и переподготовки
кадров, в том числе (а вернее, в первую
очередь) из ччсла коренного населения
региона - в особенности такой относительно
крупной и развитой нации, как якуты (саха).
6. Недостаточное развитие в
регионе производственной (транспорт, связь)
и социальной (жилье, благоустройство и т.д.)
инфраструктуры. Этот наиболее очевидный и
присущий региону фактор, затрудняющий
здесь хозяйственную деятельность,
парадоксальным образом не был назван
опрошенными канадскими (и большинством
американских) предпринимателями в числе
наиболее "негативных". Напротив,
необходимость развития инфраструктуры
этого богатейшего ресурсами края (а
канадский и вообще североамериканский опыт
убедительно демонстрирует необходимость
опережающего развитияяименно
инфраструктуры как первоочередной базы для
последующего промышленного освоения)
обосновывает притягательность региона для
североамериканских и особенно канадских
фирм, располагающих соответствующим опытом.
Наиболее яяким примером успешной
деятельности канадских фирм в северной
ччсти Дальнего Востока России являются
строительные работы, осуществляемые
компанией "Фергюсон, Симек, Кларк" в 90-х
годах в Якутии (Саха), с привлечением ряда
других канадских компаний.
Активную роль в развитии
социальной инфраструктуры Якутии-Саха ("пилотные"
проекты, имеющие значительный
демонстрационный эффект) играет канадская
архитектурно-инженерная фирма "Фергюсон,
Симек, Кларк". штаб-квартира которой
находится в г.Иеллоунайфе (столица Северо-Западных
территорий Канады); помимо Иеллоунайфа,
фирма располагает представительствами в
городах Инувик, Икалуит, Эдмонтон, Торонто,
Москве и Якутске. Фирма специализируется на
"строительной технологии в отдаленных
районах с холодным климатом".
Руководители канадских правительственных
делегаций в 1985-1986 гг. и в сентябре 1991 г.
предложили проект строительства в Якутии
"образцовой канадской деревни" на 150
жителей с применением специального "арктического"
дизайна и технологий. В январе 1992 г. был
подписан соответствующий контракт с
якутской компанией "Сахавнешстрой", а
осенью 1993 г. строительство было успешно
завершено.
"Канадская деревня",
строительство которой обошлось в 25 млн.
долл., расположена в 18 км от г. Якутска,
занимает II га и состоит из 46 зданий, включая
37 административных, торговых, для
коммунальных и вспомогательных служб (в
том числе собственную станцию водоочистки),
учреждений здравоохранения и народного
образования, включая музыкальную школу, гостиницу
и т.д. В ее строительстве принимал участие в
качестве субподрядчиков ряд других
канадских фирм; "Кларк Баулер констракшн
лимитед" (Эдмонтон, провинция Альберта),
"Райфан электрик" (Иеллоунайф), "Хей-Ривер
меканикл лтд." (Хей-Ривер, Северо-Западные
Территории), "Паркленд меканикл" (Эдмонтон),
"Территориал кейтеринг лимитед" (Иеллоунайф),
а также якутская "Гордорморстрой". Все
необходимые для осуществления строительства
грузы (4,2 тыс. т: стройматериалы, инструменты,
механическое и электрооборудование и др.)
были доставлены на российском судне в августе-сентябре
1992 г. из порта Ванкувер через Берингов
пролив в порт Тикси в устье Лены, а в
сентябре-октябре - в район строительства, 1500
км вверх по Лене на баржах Ленречфлота.
Растаможивание грузов было произведено
непосредст-венно на строительной площадке.
В процессе осуществления проекта
канадские фирмы столкнулись с полным
набором проблем и трудностей,
перечисленных выше. Однако сам факт
успешного завершения проекта и достигнутый
в его ходе высокий уровень репутации
канадцев как деловых партнеров (по данным
личного опроса заинтересованных лиц,
проведенного автором в Якутске и Москве, в
частности, по мнению многолетнего партнера
канадцев в строительстве на Севере, заместителя
начальника Главгосэкспертизы РФ Н.В.Суханова),
как и общепризнанное высокое качество их
строительных работ свидетельствует о том,
что канадские компании способны успешно
вести дела даже в нынешних сложных социально-экономических
условиях на таких территориях со столь
экстремальными природно-климатическими
условиями, как Якутия. (В настоящее время
канадские строительные компании ведут
строительство жилых домов в двух
микрорайонах Якутска на 5 тыс. жителей;
летом 1996 г. канадцы завершили реконструкцию
аэровокзала в аэропору Якутска; готовится к
работе совместное золотодобывающее
предприятие АО "Алданзолото" с
канадской фирмой "Эхо-Бей",
действующей на Северо-Западных территориях
Канады.)
Опыт деятельности канадских
строительных фирм показывает, что участие
их в строительстве жилья, школ, гостиниц и
развитии других видов социальной
инфраструктуры осваиваемого региона
создает благоприятный "политический
имидж" самой идеи международного
сотрудничества в среде местного населения,
показывает его благотворность и тем самым
становится одним из элементов улучшения
"инвестиционного климата" в регионе.
При этом канадский опыт свидетельствует о
том, ччо опережающее развитие инфраструктуры
рационализирует и в конечном счете
удешевляет процесс непосредственного
промышленного освоения ресурсов.
Особый интерес для северных
районов региона представляет внедрение
канадского опыта применения
благоустроенных передвижных жилых модулей
для развертывания мобильных вахтовых
поселков при освоении ресурсов малонаселенных
местностей с дискомфортными условиями
проживания. Такими возможностями также
располагают упомянутые канадские фирмы,
действующие на Северо-Западных
территориях Канады - в регионе, чрезвычайно
сходном по своим природно-климатическим и
транспортно-географическим условиям с
условиями северной части Дальневосточного
региона России.
В связи с этим заслуживает
серьезного внимания предложение, высказанное
в конце 1996 г. заместителем министра
общественных работ в правительстве Северо-Западных
территорий Канады Р.Дохерти, относительно
организации на Дальнем Востоке РФ
технического центра, предназначенного
специально для содействия канадским
строительным фирмам, работающим в регионе,
не только в Якутии, но и в Хабаровском и
Приморском краях^. По мнению российских и
канадских участников состоявшегося в июле
1997 г. заседания Рабочей группы по
строительству Российско-канадской
межправительственной экономической
комиссии, сотрудничество в этой области
развивается успешно и имеет большие
перспективы. Среди приоритетных направлений
в ближайшее время Рабочая группа назвала
"совместную разработку пилотных
проектов в демонстрационных зонах
конкретных регионов России, в том числе
проектов компании "Констракт Квебек".
Как было намечено в протоколе заседания
Рабочей группы, "в целях реализации
приоритетных направлений сотрудничества
стороны будут работать с российскими,
канадскими и международными финансовыми
институтами, включая Всемирный банк, для
привлечения на указанные цели необходимых
финансовых ресурсов".
Таким образом, несмотря на
отмеченные выше существующие проблемы и
препятствия на пути развития
международного экономического сотрудничества
в Дальневосточном регионе России (а
большинство этих проблем характерно и для
многих других ее регионов), современное
развитие канадо-рос-сийского
сотрудничества в северной части региона
можно рассматривать как успешное - если не с
точки зрения притока инвестиций (который
пока весьма невелик), то с точки зрения
создания благоприятного "климата
сотрудничества", во всяком случае на
четко сложившемся межрегиональном уровне (Якутия
- Северо-Западные территории Канады). Для
закрепления уже достигнутых, хотя еще и
скромных, успехов представляется
желательным создание льготного режима
деятельности на Российском Севере как
минимум тем канадским фирмам, которые,
развивая социальную инфраструктуру
региона (жилищное строительство,
коммунальные службы, социально-культурно-бытовые
объекты), способствуют снятию социального
напряжения, улучшают качество жизни на
Севере и тем объективно способствуют
скорейшему вовлечению в хозяйственный
оборот его ресурсов в целях грядущего
благосостояния северян и в перспективе
России в целом.
В качестве основных элементов
такого льготного режима хотелось бы
отметить необходимость введения налоговых
льгот для фирм, осуществляющих развитие
инфраструктуры в районах с наиболее
экстремальными условиями, упрощение для
них таможенных процедур и снижение
импортных пошлин на комплектующие изделия
и технологическое оборудование таких фирм,
запчастей для действующей в регионе
зарубежной специализированной техники и т.д.
Представляется, что безотносительно к
исходу проходящей ныне на правительственно-парламентском
уровне дискуссии о Налоговом кодексе и
реформе таможенного регулирования те фирмы,
которые осуществляют развитие
инфраструктуры северных территорий, должны
быть поставлены в заведомо лучшие условия
по сравнению с теми, которые не пошли на
подобный риск. О рациональности такой
политики свидетельствует опыт освоения
Канадского Севера, аналогичный подход
рассчитывают встретить на Российском
Севере канадские фирмы, дерзнувшие
применить здесь накопленный ими опыт
северного строительства.
|