On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Основные направления реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации

Сегодня российская государственность и ее важнейший институт - Вооруженные Силы - находятся в стадии глубоких преобразований. Их необходимость вызвана коренными изменениями в социально-политическом устройстве государства, военно-стратегической обстановке, а также противоречиями между задачами военной организации, в том числе ее главной составляющей - Вооруженных Сил, и экономическими возможностями государства.

Исходя из необходимости реформы, важно было решить: каким путем пойти в ее подготовке и реализации? Ясно, что в новых геополитических условиях России сохранять существующую численность и структуру войск с избыточными органами управления и утратившими свое предназначение воинскими частями, органами обеспечения не только нецелесообразно, но и невозможно. Бессмысленно тратить средства и ресурсы на задачи, не имеющие реальных военно-политических основ. В то же время нельзя требовать от государства непосильных для него затрат.

Совершенно очевидно, что решить частные задачи без решения общих невозможно. Реформирование Вооруженных Сил мы рассматриваем как составную часть военного строительства, реформирования военной организации государства в целях обеспечения обороны и безопасности России.

Отправной точкой преобразования Вооруженных Сил стал замысел их реформирования, утвержденный Президентом России 9 июня 1997 года. Правовую базу преобразований обеспечил Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры». Основные параметры реформы определила утвержденная Президентом РФ 31 июля 1997 года Концепция строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2005 года. В этих документах определена главная цель реформирования - создание высокооснащенных, обладающих достаточным потенциалом сдерживания, современным уровнем профессиональной и морально-психологической подготовки, боеготовых, компактных и мобильных Вооруженных Сил рационального состава, структуры и численности.

Исходя из этой цели, реформирование Вооруженных Сил предусматривает приведение их в соответствие с современными военно-политическими реалиями и возможностями государства, повышение их боеспособности и боеготовности, качественного уровня технической оснащенности и профессиональной подготовки, плановой боевой учебы войск, социального статуса военнослужащих и привлекательности военной службы.

При планировании последовательности проведения реформы в Вооруженных Силах нами прежде всего были учтены сложная социально-экономическая обстановка в стране, возможности государства по финансовому обеспечению реформирования. Не секрет, что проведение реформы - дело дорогое и требует мобилизации не только внутренних резервов Вооруженных Сил, но и серьезных средств и ресурсов государства.

Поэтому реформирование Вооруженных Сил нами тесно увязано с программами выхода страны из системного кризиса, стабилизации экономического развития. Одну из ключевых, исходных позиций определила установка Президента о выделении на национальную оборону не более 3,5% ВВП. На ней базируются этапность, продолжительность и перечень мероприятий реформирования.

На первом этапе (1997-2000 годы) определен весьма напряженный ритм работы. Уже к 1 ноября 1997 года, то есть через 5 месяцев после начала практических мероприятий реформы, завершено преобразование Ракетных войск стратегического назначения. Военно-космических сил и Войск ракетно-космической обороны в качественно новый вид Вооруженных Сил. Пo предварительным оценкам, интеграция РВСН, ВКС и Войск РКО, объединение и устранение параллельных звеньев в органах управления, научно-исследовательских учреждениях, военных представитсльствах, полигонах, сокращение номенклатуры заказов вооружения и военной техники дадут существенное приращение боевой эффективности при значительном уменьшении общей численности. Это приведет к снижению затрат на содержание и развитие войск.

Кроме структурных изменений в Вооруженных Силах в 1998 году будет завершено сокращение штатной численности Вооруженных Сил до 1,2 млн. военнослужащих с одновременной проработкой возможности ее дальнейшей оптимизации, приведения в соответствие с финансово-экономическими возможностями страны и перепет ивами развития военно-политической обстановки.

Без сомнения, успех реформирования во многом будет зависеть от эффективности работы органов военного управления, прежде всего центральных. Их структура и численность должны соответствовать объему и содержанию решаемых управленческих задач. Поэтому, на основании утвержденной Президентом Российской Федерации принципиальной структуры центральных органов военного управления, реорганизовано Управление главнокомандующего Сухопутными войсками в Главное управление Сухопутных войск с подчинением его, а также Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил заместителю министра обороны.

Практически завершена всесторонняя подготовка и начато проведение комплекса мероприятий по преобразованию Военно-воздушных сил и Войск противовоздушной обороны в единый вид Вооруженных Сил. В 1998 году эти мероприятия будут реализованы и тем самым - осуществлен переход к четырехвидовой структуре Вооруженных Сил. В ходе этого объединения предстоит обеспечить поддержание необходимого уровня боевой готовности войск (сил) и качества несения боевого дежурства, оптимизировать и усилить систему управления войсками и силами нового вида Вооруженных Сил.

С начала 1998 года эту работу будет организовывать и направлять главкомат ВВС, который соединит все лучшее, что было в органах военного управления ВВС и Войск ПВО, и осуществит интеграцию этих видов войск на оперативном и тактическом уровнях.

С целью повышения эффективности управления и боевых возможностей группировок войск (сил) на стратегических направлениях военным округам будет придан статус оперативно-стратегических (оперативно-территориальных) командований, осуществлена оптимизация структуры и боевого состава ВМФ во всех стратегически важных океанских (морских) районах.

В целом к концу первого этапа реформирования Вооруженных Сил предстоит завершить оптимизацию структуры, состава и численности в четырсхвидовой структуре.

На втором этапе (2001 - 2005 годы) планируется осуществить переход к трехвидовой структуре Вооруженных Сил путем объединения войск (сил) по сферам их применения: суша, воздух и космос, море.

Важнейшей задачей этапа станет планомерное повышение качественных параметров войск и сил за счет подъема уровня оперативной и боевой подготовки, совершенствования систем руководства Вооруженными Силами и их обеспечения в новой структуре.

Материальной основой реформирования Вооруженных Сил с 2005 года должны стать многофункциональные новые системы оружия стратегического, оперативного и тактического назначения, созданные на основе интеграции автоматизированных информационных и ударно-огневых систем.

Кроме того, в рамках двух этапов реформирования Вооруженных Сил нами будут решаться проблемы, связанные с оптимизацией системы заказов вооружения и военной техники в направлении повышения централизации управления ею, а также сокращения (не менее чем на 60%) общего количества генеральных заказчиков ВВГ; совершенствованием систем тылового и технического обеспечения Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации по территориальному принципу, совершенствованием военной инфраструктуры в направлении создания единой системы военной инфраструктуры государства на основе комплексного формирования всех объектов военной инфраструктуры, сопрягающихся между собой.

В целом, в результате реформирования Вооруженных Сил должны возрасти их возможности по выполнению задач стратегического сдерживания, предупреждения и отражения агрессии против России и ее союзников, предотвращения, локализации и нейтрализации локальных конфликтов и войн, а также по реализации международных обязательств Российской Федерации. Оптимизация структуры, состава и численности Вооруженных Сил позволит обеспечить качественно новый уровень управления, боевой и мобилизационной готовности, комплексной организации и обеспечения профессиональной подготовки, повседневной жизнедеятельности войск, создаст условия для радикального повышения социального статуса и морально-психологического состояния военнослужащих.

Реализация мероприятий реформирования Вооруженных Сил предполагает активное, скоординированное участие в этой работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, широкой общественности. По мере развития военно-политической обстановки в мире, социально-экономического прогресса в нашей стране отдельные направления реформирования Вооруженных Сил будут уточняться.

Несмотря на ряд объективных трудностей, мы рассчитываем решить основные проблемы реформирования Вооруженных Сил и обеспечить комплексное, эффективное выполнение задач обороны и безопасности России.




Литература - Общие темы - Военное дело