Орфей в
греческой мифологии является сыном
фракийского речного бога Эагра (вариант:
Аполлона) и музы Каллиопы. Орфей славился
как певец и музыкант, наделённый магической
силой искусства, которой покорялись не
только люди, но и боги, и даже природа. Он
участвует в походе аргонавтов, игрой на
форминге и молитвами усмиряя волны и
помогая гребцам корабля «Арго». Его музыка
успокаивает гнев мощного Идаса. Орфей женат
на Эвридике и, когда она внезапно умерла от
укуса змеи, отправляется за ней в царство
мёртвых. Пёс Аида Кербер, Эринии, Персефона
и Аид покорены игрой Орфея. Аид обещает
Орфею вернуть Эвридику на землю, если он
исполнит его просьбу - не взглянет на свою
жену, прежде чем войдёт в свой дом.
Счастливый Орфей возвращается с женой, но
нарушает запрет, обернувшись к жене,
которая тут же исчезает в царстве смерти.
Орфей не
почитал Диониса, считая величайшим богом
Гелиоса и называя его Аполлоном.
Разгневанный Дионис наслал на Орфея менад.
Они растерзали Орфея, разбросав повсюду
части его тела, собранные и погребённые
затем музами . Смерть Орфея, погибшего от
дикого неистовства вакханок, оплакивали
птицы, звери, леса, камни, деревья,
очарованные его музыкой. Голова его по реке
Гебр плывёт к острову Лесбос, где её
принимает Аполлон. Тень Орфея спускается в
Аид, где соединяется с Эвридикой. На Лесбосе
голова Орфея пророчествовала и творила
чудеса. По версии, изложенной Овидием,
вакханки растерзали Орфея и были за это
наказаны Дионисом: превращены в дубовые
деревья.
В мифах
об Орфее объединяется целый ряд древних
мотивов (сравним волшебное воздействие
музыки Орфея и миф об Амфионе, нисхождении
Орфея в Аид и миф о Геракле в Аиде, гибель
Орфея от рук вакханок и растерзание Загрея).
Орфей близок музам, он брат певца Лина .
Орфей- учредитель вакхических оргий и
древних религиозных обрядов.Он посвящен в
Самофракийские мистерии -. С именем Орфея
связана система религиозно-философских
взглядов (орфизм), возникшая на основе
аполлоно-дионисовского синтеза в 6 в. до н.э.
в Аттике.
В античном
искусстве Орфей изображался безбородым, в
лёгкой хламиде; Орфей-фракиец - в высоких
кожаных сапогах, с 4 в. до н.э. известны
изображения Орфея в хитоне и фригийском
колпаке. Одно из древнейших сохранившихся
изображений Орфея как участника похода
аргонавтов - рельеф метопы сокровищницы
сикионцев в Дельфах. В раннехристианском
искусстве мифологический образ Орфея
связан с иконографией «доброго пастыря» (Орфей
отождествляется с Христом). В 15-19 вв.
различные сюжеты мифа использовали Дж.
Беллини, Ф. Косса, Б. Кардуччи, Дж. В. Тьеполо,
П. П. Рубене, Джулио Романо, Я. Тинторетто,
Доменикино, А. Канова, Роден и др. В
европейской литературе 20-40-х гг. 20 в. тему «Орфей
и Эвридика» разрабатывали Р. M. Рильке, Ж.
Ануй, И. Голь, П. Ж. Жув, А. Жид и др. В русской
поэзии нач. 20 в. мотивы мифа об Орфее нашли
отражение в творчестве О. Мандельштама , М.
Цветаевой.
|