On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Организация и внешняя среда

Любая организация существует и развивается не в вакууме, а в постоянном взаимодействии с окружающим ее миром или внешней средой. Внешняя для организации среда состоит из отдельных людей, групп или учреждений, предоставляющих ей ресурсы, влияющие на то, как принимаются решения внутри организации, или являющихся потребителями результатов ее деятельности (продукции или услуг). Для ВАЗа внешняя среда состоит из многочисленных постав­щиков комплектующих деталей, сырья, энергии, профессиональ­но-технических училищ и институтов, направляющих своих выпускников на работу на ВАЗ (поставщики), федеральных и местных органов власти и управления, влияющих на управле­ние организацией (государство), а также диллеров, оптовых и розничных магазинов, индивидуальных покупателей автомоби­лей (потребителей). Можно выделить следующие основные элементы внешней среды для современных организаций:

1. клиенты/потребители продукции и услуг (рынки сбыта);

2. поставщики (рынки ресурсов, в том числе рынок труда);

3. конкуренты;

4. техника и технология;

5. государство;

6. общественные организации и группы.

Клиенты являются ключевой для всякой организации группой, поскольку за счет клиентов организация существует и развивается. В обыденной жизни понятие клиент ассоциируется с покупателем магазина или посетителем ресторана. На самом деле оно гораздо шире и включает в себя как непосредственных потребителей продукции и услуг (пользователей), так и тех, кто приобретает эти услуги у организации (заказчиков). Во многих случаях потребитель и заказчик не совпадают - для районной поликлиники клиентами являются и люди, обращающиеся за помощью (потребители), и районная администрация, финансирующая поликлинику (заказчик). Четкое представление о том, кто является клиентом организации и каковы его потребности, является главным условием успеха организации. Организационные цели, структура, системы управления должны отражать эти потребности и обеспечивать их удовлетворение.

Поставщики предоставляют организации ресурсы, необходи­мые для достижения стоящих перед ней целей. Наличие и цена ре­сурсов во многом влияют на деятельность организации и учитываются при разработке стратегических задач и подготовке краткосрочных планов (см. подр. след. параграф).

Конкуренты оказывают самое прямое влияние на организацию, предлагая потребителям сходные товары или услуги, приобретая сырье и матерапы у поставщиков, привлекая рабочую силу со сходными характеристиками. Ограничивая свободу организации, конкуренция влияет на ее цепи, структуру, методы управления.

Техника и технология выделяются в отдельный фактор внешней среды (в дополнение к поставщикам), поскольку научно-технический прогресс превратился в одну из главных движущих сил развития человеческого общества и его институтов. С одной стороны, современная технология предоставляет организациям колоссальные потенциальные возможности для развития, радикальным образом изменяющие их цепи, структуру, системы управления (вспомним пример Хьюлет-Паккарда, неоднократно использовавшего тех­нологические открытия для развития новых направлений деятельности). В то же время сегодня технологические достижения организации в гораздо большей степени, чем раньше, доступны конкурентам и создают основу для небывалого уровня конкуренции во всех сферах деятельности.

Государство устанавливает "правила игры" - законы по которым должны действовать организации, и следит за их соблюдением, а следовательно влияет на все аспекты деятельности организации. В последнее время все большее число организаций ощущают на себе воздействие ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И ГРУПП (экологов, женских организаций и т.д.), которые становятся постоянным фактором социальной и экономической жизни современного общества.

Очевидно, что степень влияния на организацию каждого из перечисленных факторов меняется во времени, однако внешняя среда в целом оказывает постоянное сильное воздействие на каждую организацию. Следствием этого воздействия может стать изменение организационной структуры (переход от продуктового типа к матричному вследствие усиления конкуренции или расширения номенклатуры выпускаемых изделий), пересмотр производственной стратегии (замена рабочих роботами на покрасочной линии после введения нового законодательства об охране здоровья), стоящих перед организацией цепей (появление цели самодостаточности после прекращения государственного финансирования).

Важнейшей характеристикой внешней среды, с точки зрения влияния последней на организацию, является СТЕПЕНЬ изменчивости (стабильность против изменчивости). Организации, действующие в стабильной среде, могут позволить себе более долгосрочное планирование, иерархические и формальные системы управления, гарантии занятости и повышения заработной платы. Организации, работающие в резко изменяющейся среде, вынуждены чаще корректировать свои цели, менять стратегию, структуру и т.д. Естественно, что степень изменяемости внешней среды зависит от особенностей вида деятельности, страны и т.д. В то же время общей тенденцией является повышение степени изменчивости внешней среды, что ускоряет процесс организационных перемен. Например, Оксфордский университет практически не изменился с точки зрения своей внутренней организации за весь прошлый век, од­нако за последние двадцать лет в нем произошли колоссальные изменения. Россия середины 90-х гг. нынешнего века характери­зуется низкой стабильностью, и действующие в ней организа­ции меняются не по дням, а по часам. Сберегательный банк, остававшийся практически неизменным со дня своего основа­ния, за последние четыре года существенно изменился с точки зрения организационных целей (получение прибыли сейчас - вы­полнение государственных заданий раньше), структуры, видов деятельности.




Литература - Общие темы - Теория управления персоналом