За Последние два года в правовой
жизни нашего общества в сфере создания и
использования произведений науки,
литературы и искусства произошли
существенные изменения. С принятием 9 июля
1993 года закона РФ "Об авторском праве и
смежных правах". Завершилось
формирование российской системы
авторского права как системы норм,
предусматривающих очень высокий уровень
охраны прав авторов, полностью
соответствующий требованиям Бернской
Конвенции об охране литературных и
художественных произведений, являющейся
своеобразным мировым эталоном защиты
авторских прав
Вопрос о принятии такого "сильного"
закона был поднят давно как в связи с
изменением политик государства в отношении
человека, его прав и свобод, признанных
высшей ценностью, так и в связи со
стремлением России стать членом Бернского
Союза.
Одним из принципов Бернской
Конференции является принцип минимального
объема охраны, что означает, что сама
Конвенция устанавливает некоторые нормы
авторско-правовой охраны, которые подлежат
обязательному применению в странах,
участвующих в ней. Долгое время СССР, а
затем и Россия не могли присоединиться к
Бернской Конвенции, так как национальное
законодательство не обеспечивало такого
высокого уровня охраны авторских прав. И
лишь сегодня, когда уровень охраны,
предоставляемый российским
законодательством, достиг так называемого "уровня
Бернской" Конвенции, появилась
реальная возможность присоединиться к
Бернской Конвенции, что Россия и сделала,
став с 13 марта 1995 года полноправной ее
участницей.
Признавая значимость этих
правовых решений, необходимо выяснить
наиболее важный для практики вопрос о том,
как будут применяться нормы закона
Конвенции? На какие события и факты
распространяют они свое действие, в
отношении создания и использования каких
произведений они будут иметь силу, являются
ли объектом охраны лишь произведения,
созданные после даты вступления в силу
закона или международного договора или же
охрана предоставляется с обратной силой?
Общая теория права, определяя
обратную силу закона как распространение
его на случаи или факты, имевшие место до
вступления его в силу, гласит, что по общему
правилу действует принцип: "закон
обратной силы не имеет". Сформулировав
общий принцип, теория права оставила его
конкретизацию за отдельными отраслями
права в связи со спецификой их метода и
предмета регулирования, предоставив им,
возможность самостоятельно определять те
случаи и факты, на которые распространяют
свое действие новые нормы права.
Именно проблеме обратной силы
авторско-правовых норм и посвящена эта
работа, цель которой - показать, как этот
вопрос решается на международно-правовом
уровне и в национальных законодательствах
различных стран.
Особое внимание хотелось бы
уделить, наиболее актуальным сегодня для
России проблемам:
- присоединению к Бернской
Конвенции - в связи с этим подробно
проанализировать положения статьи 18
Бернской Конвенции, касающиеся порядка ее
действия, показать возможности ее
толкования на примере США и России,
отметить значение присоединения без
обратной силы;
- порядка действия во времени
Закона РФ "Об авторском праве и смежных
правах".
|