On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

1. Введение в понятие экономики

Экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям.

Главная цель экономики - выбор наилучшего варианта действий для удовлетворения максимальных потребностей общества в необходимых ему материальных благах при минимуме издержек. Иными словами, перед экономикой ставится задача разработки рациональной модели ведения хозяйства, ориентированной на оптимизацию всей экономической деятельности, при которой максимальные выгоды достигаются при минимуме затрат. Конечно, эта цель в реальной экономике зачастую недостижима, но чем ближе она будет стремиться к такой цели, тем эффективнее будет функционировать общественное хозяйство.

Любое общество, организуя производство необходимых ему благ, сталкивается с тремя основными задачами:

• какие товары производить и в каком количестве?

• какие ресурсы и технологии использовать для производства?

• для кого произвести, как распределить продукты между индивидуумами и группами?

Кратко эти цели могут быть выражены фразой: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО? Очевидно, что задача изыскания необходимых ресурсов для производства материальных благ и технологической организации самого производства непосредственно решается не экономикой, а всей системой народнохозяйственной жизни. Экономическая теория должна выявить, какие ресурсы и технологии наиболее выгодны с хозяйственной точки зрения.

На протяжении всей истории развития хозяйства можно выделить три основных типа организации экономической деятельности.

• В так называемых традиционных, или архаических, системах далекого прошлого главные задачи: что производить, как, для кого - решаются на основании многовековых обычаев или традиций. Поскольку такие традиции передаются от поколения к поколению и освящаются вождями племен, господствующими кастами и группами, то какие-либо новшества в организацию хозяйственной деятельности проникают с большим трудом.

* В командно-административной системе поставленные выше задачи решаются государством и его органами управления с помощью приказов и планов-директив. На первый взгляд кажется, что централизованное руководство экономикой, при котором учитываются приоритеты в производстве и распределении товаров и услуг, противостоит стихии рынка, конкуренции и перепроизводству товаров. Однако, как показал опыт бывшего СССР и стран Восточной Европы, командная система, основанная на государственной собственности на средства производства, не способствует развитию личной инициативы работника, а тем самым и повышению производительности общественного труда. Пытаясь заменить рынок планированием всего и вся, а торговлю - распределением, административно-командная система приводит к огромному росту бюрократического аппарата, различным согласованиям планов, заданий, директив, которые, тем не менее, не могут учесть многочисленные и разнообразные потребности отдельных людей, групп и общества в целом. Такое управление оказывается неэффективным, а производительность общественного труда, технический прогресс и производство в целом резко снижаются.

• Экономика, основанная на рыночных отношениях и свободной конкуренции, в чистом виде не встречается, тем не менее она показала свою эффективность в сравнении с другими способами организации хозяйственной деятельности. Действительно, вопрос "что производить" решается здесь не указаниями и директивами планирующих органов, а попребностями, спросом потребителей, которые лучше всяких руководящих органов знают, что им нужно и за что они готовы заплатить. В свою очередь спрос и цена на рынке заставляют производителей товаров искать наиболее эффективные способы производства товаров, уменьшая издержки, используя технические достижения и повышая производительность труда. Наконец, ответ на вопрос "для кого производить" решается теми, кто владеет деньгами, кто может заплатить, хотя, конечно, принцип социальной справедливости при этом не выдерживается, но рынок и не создастся для этого. Государство может во многом способствовать осуществлению социальной справедливости путем соответствующей налоговой политики.

Рассмотрим теперь основные типы экономической деятельности с системной точки зрения. Поскольку всякая экономическая система содержит в себе, по меньшей мере, четыре подсистемы: производство, потребление, обмен и распределение, постольку в принципе допустимы различные типы связей между ними. В экономических системах, основанных на традициях или обычаях, подсистемы производства, потребления и распределения жестко регламентированы на многие века правилами и традициями и не допускают никаких исключений. В командно-административной системе не менее жесткая детерминация между подсистемами устанавливается сверху государственной властью, но последняя допускает относительную свободу маневрирования ресурсами и учет потребностей людей. Однако подлинная детерминация экономической жизни достигается лишь в тех системах, где регулятором деятельности является, с одной стороны, рынок со всеми его случайностями, недостатками и несправедливостями, а с другой - разумное государственное управление, которое может исправить недостатки рынка посредством прежде всего справедливой социальной политики. Поэтому перечисленные выше типы экономической деятельности никогда не встречаются в чистом виде. Так, например, в государствах с развитой рыночной экономикой, по сути дела, значительную роль, особенно в последние годы, играет государственное регулирование.

История экономики свидетельствует, что в разных странах и на разных этапах их развития встречаются и взаимодействуют друг с другом различные способы организации хозяйственной деятельности, которые обычно именуют укладами экономики. Поэтому в реальном хозяйстве преобладает скорее смешанная экономика. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующее административно-командное управление допускало существование рынка. Еще более пестрое сочетание разных укладов наблюдалось в феодальном обществе, где элементы капитализма и относительно развитого рыночного обмена переплетались с крепостничеством и натуральным хозяйством. Даже в примитивных обществах далекого прошлого традиционное натуральное хозяйство не исключало обмена продуктов между разными племенами, а тем самым - элементов рыночных отношений.

Главная       Вперёд