Маастрихтские соглашения,
заключенные в 1992 году в результате
длительного экономического, а затем и
политического сближения
западноевропейских стран, свидетельствуют
о завершении третьего этапа эволюции ЕЭС.
Приблизительная периодизация
этого процесса такова: 1969-1971 гг., 1971-1986 гг.,
1986-1992 гг. Процесс ратификации Единого
европейского акта, в сущности означал, что
договор вступит в силу во второй половине
1987 г., когда в ЕС с новой силой разгорелся
спор о бюджете Сообщества, размерах вклада
участниками, ее направленности и т.д.
Проблема во многом была решена на
специальной февральской встрече лидеров
стран 1988 г. и с этого периода идея создания
Единого европейского рынка получила
серьезное доверие не только политиков, но и
предпринимателей и широкой общественности
Западной Европы. К 1989 г. дебаты о Едином
рынке переместились из области юридической
в область реального воплощения
накопленного массива законов в жизнь. Таким
образом, было положено начало формировании
повестки дня Маастрихтской встречи в 1992
году. В этой связи заслуживают внимания два
момента:
1. 1987-1988 гг.-страны Европейской
ассоциации свободной торговли (ЕАСТ)
подвергли свои отношения с ЕС пересмотру,
что привело к переговорам о создании единой
Европейской экономической зоны, в которую
бы входили государства-члены и ЕАСТ, и ЕЭС.
2. Апрель 1989 г. - принято решение
ЕЭС об основании Комитета Делора по
экономическому и Валютному Союзу, через
десять месяцев принявший трехступеньчатую
программу этого Союза, которая позднее была
одобрена на Мадридской встрече ЕЭС.
Такие темпы сближения позиций
стран ЕЭС, безусловно, насторожили Японию и
США, однако с падением в 1989 г. Берлинской
стены, приходом новых политиков и новых
режимов к власти в Восточной Европе, ЕЭС
приобретает новое измерение, и официальный
Вашингтон вынужден был признать это, в то же
время заявляя о своих особых отношениях к
Бонну и Брюсселю (особые отношения с
Великобританией традиционны).
Таким образом, "Договор Союза",
заключенный в декабре 1991 года в Маастрихте (Нидерланды),
подводил черту под всеохватывающим
перераспределением целей и задач ЕЭС за все
40 лет его существования .
Маастрихстские соглашения
предоставляли Союзу следующие важные
функции:
- создание и управление единой
валютой;
- координация, контроль и (где это
будет уместно) усиление единой
экономической политики, в особенности
касающейся бюджетных дел;
- основание и защита Единого
рынка, основанного на принципе свободной и
справедливой конкуренции;
- поддержание равенства (и где это
будет возможно) перераспределение средств
между богатыми и бедными регионам;
- поддержание законности и
правопорядка:
- признание и развитие
фундаментальных прав отдельных граждан;
- управление единой внешней
политикой, охватывающей всю область
иностранных дел и политики безопасности,
включая формирование общей оборонной
политики, что, возможно приведет в будущем к
общей обороне бывшего Союза .
С экономической точки зрения
наиболее важными являются положения
Договора, в которых говорится о
дополнительных процедурах, направленных на
консолидацию Единого рынка, в частности, о
создании валютного союза. Наиболее
существенные элементы этого союза включают:
- продвижение к всеохватывающему
валютному союзу большинства стран-членов к
началу 1997 года или же меньшинства,
отвечающего определенным критериям, к 1999
году;
- определение критерия
вступления в валютный союз с целью
безусловного выполнения обязательств по
отношению к стабильности цен;
- создание европейского
центрального банка со статусом,
гарантирующим его независимость.
Процесс одобрения Маастрихтских
соглашений был нелегок и противоречив.
Например, во Франции в ходе референдума по
Маастрихту многие голосовали против из-за
своего неприятия единого
сельскохозяйственного курса ЕС, который
был инициирован бюджетным сдерживанием
внутри самого Сообщества и не имел ничего
общего с самими соглашениями. Датчане
высказались за присоединение к Договору
только на втором референдуме, причем Дания
приобрела особый статус, который, в
частности, позволяет ей не принимать
участия в общей политике в области
обеспечения безопасности и в создании
единой валюты; к тому же ЕС признал право
Фарерских островов (датское владение) не
участвовать в соглашениях. Германские и
британские законодатели ратифицировали
соглашение в результате бурных дебатов .
Возражения против
Маастрихтских соглашений выявили три
основные проблемы. Во-первых, они показали
сложность происходящего интеграционного
процесса. Во-вторых, оказывая влияние на
финансовые рынки, они продемонстрировали
просчеты в политическом курсе, целью
которого являлся финансово-экономический
союз, а также несовершенство европейской
финансовой системы. В-третьих, обнажилось
очередное существенное расхождение между
ведущими партнерами по Сообществу,
одновременно являющимися членами семерки
индустриально развитых держав, - т.е. между
Великобританией, Францией, Германией и
Италией.
Но так, или иначе, Западная Европа
сделала существенный шаг к экономической и
политической интеграции и в какой-то форме
Маастрихт сформировал как реальность
западноевропейскую конфедерацию, хотя в
силу разных причин это понятие не
используется.
Но это реальность, какими бы
трудными ни были будущие действия ее
участников - Западная Европа - это
конфедеративное сообщество государств,
имеющее и единый парламент, и единое
правительство и неформально - даже
объединенное гражданство, наряду с
национальным гражданством; единую
экономическую и социальную политику,
координирующее внешнеполитическую
деятельность всех своих участников.
|