On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Экономика

                     США - наиболее развитое в экономическом отношении государство мира. Однако если в первые    послевоенные десятилетия их лидирующее положение в мировой экономике было бесспорным, то в  дальнейшем экономический подъем в странах Западной Европы и "экономическое чудо" Японии   несколько изменили ситуацию.

                     В мировом хозяйстве экономика США занимает лидирующее положение. Взятый в 80-х годах курс   на интеграцию американской экономики в мировое хозяйство успешно реализуется. Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных  ценностей реализуются на внешних рынках. Основу экспортной экспансии американских монополий составляют машины, оборудование и продукция сельского хозяйства. На долю США приходится также около 20% мирового экспорта продукции наукоемких отраслей. Импортируется огромное количество электронных компонентов, бытовой электроники и компьютеров. Важнейшее  значение для США имеет и тот факт, что на их долю приходится ежегодно около половины мирового экспорта зерна. Заграничные предприятия транснациональных корпораций США  обеспечивают производство товаров и услуг общей стоимостью почти 1,5 триллиона долларов в год. Прибыли на прямые инвестиции за границей являются также важным источником финансирования экономического развития США, они составляют до трети всего объема прибыли  американских корпораций.

                     Опираясь на свою экономическую мощь, США все более настойчиво пытаются перестроить  мировую торговую и валютно-финансовую систему на своих принципах (усиление сильных за счет гибели слабых, устранение различных защитных и регулирующих национальных мер). Используя могущество своих банков, США смогли с наибольшей выгодой использовать общую тенденцию к повышению роли международного кредита. Доходы крупнейших американских банков от заграничных операций сегодня примерно равны их внутренним доходам и составляют одну из важных статей поступлений платежного баланса США. В месте с тем, международный кредит становится все более важным инструментом    политического и экономического давления США на другие государства. Способность экономики США постоянно развивать научно-технический прогресс является главной причиной существования так называемого разрыва между США и другими капиталистическими странами. Естественно, что важная роль при этом отводится обеспечению материально-технической базы науки. Частные и государственные капиталовложения в материально-техническое обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в США составляют около пяти миллиардов долларов, а расходы на научное оборудование и  материалы в промышленности - свыше 10 миллиардов долларов. Научных приборов ежегодно   выпускается на сумму более 7 миллиардов долларов, которые наряду с мощными компьютерами сосредотачиваются в университетах страны.

                     Основную роль в экономике США играет промышленность, особенно металлургия, машиностроение и приборостроение, электронное и электротехническое, нефтяная, химическая, автомобильная и авиационная. Основой экспортной экспансии США составляют машины и оборудование (на долю США приходится около 20% мирового экспорта наукоемкой продукции). Лидирующее место в деловом мире принадлежит компаниям "Microsoft", "General Motors", "IBM", "FORD MOTORS" и другим. Большое значение в экономике США имеет агропромышленный комплекс, который включает отрасли, выпускающие средства производства для сельского хозяйства, само сельскохозяйственное производство и отрасли, обеспечивающие переработку и сбыт сельхозсырья и произведенной из него продукции. Причем, доля экспорта сельскохозяйственной продукции США неуклонно растет, что может привести к перепроизводству продукции. В связи с этим произошло сокращение фермерских хозяйств с 2,4 миллиона до 2,1 миллиона. Наряду с этим произошел процесс укрупнения  оставшихся ферм и уже сейчас 13,8% крупных хозяйств дают более 70% всей товарной продукции, в то время как доля остальных  ферм не превышает 9%.

            Основными экспортными товарами являются: промышленное оборудование, самолеты, автомобили, электронное оборудование, военная техника, химикаты, каменный уголь, кукуруза, соевые бобы.  Основные внешнеторговые партнеры: Канада, Япония, Мексика, страны Западной   Европы.

             В экономической и социальной жизни страны важную роль играет также                                           транспортный комплекс. Протяженность сети железных дорог составляет в США около 265000 км., автомобильных дорог - 6 500000 км. На долю транспорта приходится      около 20% общего потребления энергии в стране и от 50 до 60% всего потребления  жидкого топлива. К транспортному комплексу США относят транспорт общег пользования - железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный,  воздушный  и трубопроводный. Значительную часть грузовых и пассажирских   перевозок выполняет транспорт промышленных предприятий, индивидуальные                легковые автомобили, персональные самолеты и т.п.  Материально-техническая база транспортного комплекса в основном современная, характеризующаяся большой мощностью и

высоким качеством.         Начиная с 80-х годов, транспортный комплекс США вступил в полосу качественно новых сдвигов в области техники и технологий перевозок, прежде всего за счет широкого внедрения автоматизированных систем управления перевозочными  процессами с использование ЭВМ, микропроцессоров, волоконной оптики, лазеров, искусственных спутников земли и прочего.

                Важнейшим направлением повышением качества транспортных услуг становтся внедрение системы перевозок "только в срок", с подачей грузов подвижного состава с точностью до минут. Это позволяет заказчику обходиться без устройства дорогостоящих складов и сократить потребность в оборотных средствах.

           Транспорт все более превращается в органическую составную часть сложной производственно-транспортной системы, охватывающую всю экономику, что существенно повышает эффективность последней.

Назад       Главная       Вперёд