On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

5. Принудительные меры медицинского характера (комментарий к уголовному кодексу РФ)

Статья 97 УК РФ (часть I).

пункт г) Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены судом лицам: совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма.

Лицам, указанным в части первой настоящей статьи, принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

Порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяется уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

В отношении лиц, указанных в части первой настоящей статьи и не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

Применение принудительных мер медицинского характера в связи с совершением общественно опасных деяний к лицам которые в силу своего психического состояния (невменяемость) не являются субъектами уголовной ответственности. Применение этих мер, в дополнение к наказанию лиц, имеющих психические аномалии в рамках вменяемости, установлено ст. 22. По буквальной формулировке данной нормы к такой категории субъектов уголовной ответственности применение принудительных мер медицинского характера возможно и в случаях освобождения их от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям или от наказания.

Настоящий раздел УК, исходя из этих базовых норм, детально регулирует основания, цели, виды принудительных мер медицинского характера, основания их продления изменения, прекращения и уголовно-правовое значение соответствующих решений. Использование в настоящем разделе обобщенного понятия “психические расстройства” не противоречит детализированному перечню видов болезненных состояний психики.

Статья 97 не содержит дефиниции принудительных мер медицинского характера, однако существенные признаки указанных мер вытекают из самого их названия и описания в последующих статьях. Это меры лечебно-реабилитационного характера, основания применения которых предусмотрены уголовным законом, процедура применения - уголовно-процессуальным законом, а порядок исполнения - уголовно-исполнительным законом, поскольку они применяются только при совершении лицом деяния, объективные признаки которого соответствуют описанию в Особенной части УК одного из составов преступлений, или при совершении преступления. Содержание принудительных мер медицинского характера ориентировано на то, чтобы излечить лиц, к которым они применены или улучшить их психическое состояние так, чтобы превратить их в безопасных членов общества или по крайней мере свести к минимуму угрозу совершения новых общественно опасных деяний. Поэтому указанные меры: а) включают в свое содержание и условия, обеспечивающие безопасность больного для окружающих и его самого в период лечения; б) осуществляются в порядке правового принуждения, т.е. на основании законного и обоснованного решения суда и независимо от желания или нежелания, согласия или несогласия лиц, к которым они применяются, и их законных представителей или даже вопреки нежеланию, несогласию. Конечно, принудительный характер указанных мер в пределах возможного сочетается с тактом и бережным отношением к личности при их назначении и исполнении.

Выбору продолжение, изменение, прекращение принудительных мер медицинского характера основывается на судебно-психиатрическом диагнозе и прогнозе развития психического расстройства в сочетании с судебно-психологической оценкой способности осознавать характер и значение своих действий и (или) руководить ими на основе этого осознания, удерживаясь, в частности, от общественно опасных деяний

Принудительный характер данных мер обусловливает исключительную компетенцию суда по их назначению, продолжению, изменению, прекращению.

Психолого-психиатрические экспертные заключения не являются обязательными для суда и оцениваются по общим правилам оценки доказательств в совокупности с другими доказательствами, характеризующими личность и поведение лица именно под углом зрения его опасности для других лиц и себя самого.

Применение к вменяемому лицу амнистии или помилования не исключает применения принудительных мер медицинского характера, назначенных одновременно с наказанием, так как указанные акты не дезавуируют преступности и наказуемости содеянного. Соответственно предметом акта амнистии или помилования не может быть освобождение лица от применения к нему принудительных мер медицинского характера.

При декриминализации определенного вида преступных деяний отпадает необходимое условие применения к лицам, их совершившим, принудительных мер медицинского характера. В этих случаях суд (или следователь, если дело находится еще в его производстве) должны передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечении этих лиц или направлении их в психоневрологические учреждения в общем порядке, предусмотренном федеральным законодательством о психиатрической помощи.

Действие пункта “г” части первой настоящей статьи не распространяется на случаи, когда лицо, совершившее преступление, характеризуется склонностью к пьянству или немедицинскому употреблению наркотиков. В этом пункте речь идет лишь о случаях диагноза заболевания “алкоголизм” или “наркомания” и его оценки.

Перечень части первой настоящей статьи является исчерпывающим. Поэтому, если лицо в период отбывания наказания заболело психическим расстройством, которое не исключает возможность продолжения исполнения приговора, применение к нему принудительных мер медицинского характера не может иметь место. В этом случае лечение может быть организовано в соответствии с общим законодательством о психиатрической помощи с учетом норм уголовно-исполнительного закона.

В свою очередь указанные меры осуществляются только в психиатрических учреждениях органов здравоохранения и поскольку уголовный, процессуальный, уголовно-исполнительный законы не содержат специальных норм относительно исполнения, продления, изменения, прекращения этих мер, применяются нормы законодательства о психиатрической помощи, регулирующие деятельность этих учреждений, прав бальных и гарантии этих прав.

Статья 2 Закона “О психиатрической помощи...” предусматривает возможность издания законодательных актов по этим вопросам также субъектами федерации и подзаконных актов - Правительством РФ и другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции. Поэтому, применяя принудительные меры медицинского характера и обнаружив противоречие этих актов с федеральным законодательством, суды действуют в соответствии с последним. Точно также, обнаружив противоречие между общим законодательством РФ о психиатрической помощи и УК, УПК, УИК, суды применяют соответственно уголовный, процессуальный, уголовно-исполнительный закон. Наконец, при противоречии между этими законами, непосредственно регулирующими принудительные меры медицинского характера, УПК и УИК подлежат применению лишь в той части, в какой они не противоречат УК.

Назначая принудительные меры медицинского характера, суды не указывают срок (продолжительность периода), в течение которого они подлежат применению, и конкретное место исполнения (учреждение). Указывается только вид (тип) психиатрического учреждения, в котором будет исполняться назначенная мера, а организовать исполнение решения суда поручается органу здравоохранения, обслуживающему соответствующую территорию.

При возникновении по делу, находящемуся в производстве следователя или суда, необходимости в неотложной психиатрической помощи, подозреваемому, обвиняемому, подсудимому в связи с возникновением непосредственной опасности для окружающих или самого лица или его беспомощного состояния, оказание этой помощи поручается органам здравоохранения в порядке ст. 23-25 Закона “О психиатрической помощи...”, а не в порядке ст. 97.

Комментируемая статья содержит в части четвертой указание на действия суда в случаях, предусмотренных одним из пунктов ч. 1, но при отсутствии оснований ожидать совершения лицом новых общественно опасных действий, связанных с его психическим состоянием. В этих случаях компетенция суда ограничивается передачей, если он сочтет это необходимым, материалов в орган здравоохранения, обслуживающий соответствующую территорию. Необходимость в этом возникает, в частности, если из дела видно, что органу здравоохранения не было известно о наличии у лица психического расстройства, требующего оказания психиатрической помощи на общих основаниях. Орган здравоохранения, которому направлены материалы, должен сообщить суду о принятых мерах, в том числе требующих взаимодействия с органом, исполняющим наказания. Поскольку ст. 97, хотя и упоминает о возможности альтернативного решения органа здравоохранения (лечение лица или направление в психоневрологическое учреждение) , но оставляет решение в этих случаях на усмотрение этого органа, суд не вправе предопределять его.

Назад       Главная       Вперёд