Участие в выборах является
гражданским долгом каждого избирателя. Но
за неучастие в выборах не наступает какой-либо
ответственности. Далеко не во всех
зарубежных странах участие в выборах
считается только гражданским долгом (Австрия,
Бельгия, Италия, Нидерланды и др.). Там
устанавливается ответственность за
уклонение от участия в выборах. Например, в
Австрии лицо, уклонившееся от участия в
выборах, подвергается штрафу в размере 1 тыс.
шиллингов, а в Пакистане наступает
уголовная ответственность в виде каторжных
работ до 5 лет и штрафа в размере 5 тыс. рупий.
Вместе с тем нельзя не видеть, что и у нас
заметно снижается активность избирателей,
растет абсентеизм, т.е. уклонение от участия
в голосовании, что следует рассматривать
как результат усталости от нескончаемой
политической борьбы и как кризис доверия к
нынешним властным структурам.
За ходом проведения выборов
осуществляется государственный и
общественный, а иногда и международный
контроль. Так, в 1993 г. был создан третейский
информационный суд, который разрешал споры
о нарушениях Положений о выборах, о
соблюдении равных правовых возможностей в
использовании средств массовой информации.
Но для соответствующего обобщения опыта
деятельности третейского информационного
суда пока нет необходимых данных, а
механизм осуществления им контроля
недостаточно отработан и неэффективен.
Международный контроль имеет как
позитивные, так и негативные черты. Первые
заключаются в том. что он все-таки является
определенным гарантом свободы выборов,
служит преградой на пути возможных
злоупотреблений в процессе выборов. Однако
международный контроль не делает чести
данному государству, так как
свидетельствует о том, что у международного
сообщества имеются сомнения в демократизме
и честности проводимых выборов.
Некоторые Положения о выборах
стали предоставлять партиям и блокам право
иметь своих представителей в окружных и
участковых комиссиях с правом
совещательного голоса", что можно только
приветствовать, так как оно, с одной стороны,
является контрольным, а с другой - выполняет
функцию организационных гарантий свободы
выборов, обеспечивая ее организационными
средствами, исключающими искажение воли
избирателей. Такие гарантии слагаются из:
а) правила, согласно которому
никто не может быть включен более чем в один
список избирателей;
б) правила, что кандидаты в
депутаты не должны состоять членами
окружных и участковых комиссий того округа,
в котором они выдвинуты кандидатами в
депутаты;
в) правила, по которому кандидаты
в депутаты освобождаются от
производственных или служебных
обязанностей для участия в предвыборных
мероприятиях;
г) нормы о том, что
государственные и общественные органы,
руководители предприятий, учреждений и
организаций, расположенных на территории
избирательного округа, обязаны оказывать
кандидату в депутаты содействие в
организации встреч с избирателями,
проведении предвыборных собраний,
получении необходимых справочных и
информационных материалов;
д) правила, согласно которому
избирателю в случае выбытия за 15 дней до
выборов предоставляется право
проголосовать досрочно;
е) личного и тайного голосования;
ж) публичного опечатывания и
вскрытия избирательных урн, гласного
подсчета голосов;
з) несовместимости депутатского
мандата с занятием определенных должностей.
Необходимо отметить, что
Положения о выборах палат Федерального
собрания и Положение о выборах Городского
собрания Санкт-Петербурга не содержат
запрета для кандидатов в депутаты состоять
членами окружных и участковых комиссий
того округа, в котором они выдвинуты
кандидатами в депутаты. Думается, этот
пробел следует устранить, так как состав
избирательных комиссий в таком случае
бывает слишком политизирован. Даже
Центральная избирательная комиссия не
лишена этого недостатка. Так, политолог А.
Собянин, член Центризбиркома от "Выбора
России", давая интервью накануне выборов
в Федеральное собрание, сказал что его блок
может получить 92 депутатских мандата по
общефедеральному округу и 70 мандатов в
одномандатных округах. Данное интервью
было распространено Интерфаксом. Куда
девалась в данном случае объективность А.
Собянина, как члена Центризбиркома?
|