On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Государственный, общественный и международный контроль за ходом проведения выборов

Участие в выборах является гражданским долгом каждого избирателя. Но за неучастие в выборах не наступает какой-либо ответственности. Далеко не во всех зарубежных странах участие в выборах считается только гражданским долгом (Австрия, Бельгия, Италия, Нидерланды и др.). Там устанавливается ответственность за уклонение от участия в выборах. Например, в Австрии лицо, уклонившееся от участия в выборах, подвергается штрафу в размере 1 тыс. шиллингов, а в Пакистане наступает уголовная ответственность в виде каторжных работ до 5 лет и штрафа в размере 5 тыс. рупий. Вместе с тем нельзя не видеть, что и у нас заметно снижается активность избирателей, растет абсентеизм, т.е. уклонение от участия в голосовании, что следует рассматривать как результат усталости от нескончаемой политической борьбы и как кризис доверия к нынешним властным структурам.

За ходом проведения выборов осуществляется государственный и общественный, а иногда и международный контроль. Так, в 1993 г. был создан третейский информационный суд, который разрешал споры о нарушениях Положений о выборах, о соблюдении равных правовых возможностей в использовании средств массовой информации. Но для соответствующего обобщения опыта деятельности третейского информационного суда пока нет необходимых данных, а механизм осуществления им контроля недостаточно отработан и неэффективен. Международный контроль имеет как позитивные, так и негативные черты. Первые заключаются в том. что он все-таки является определенным гарантом свободы выборов, служит преградой на пути возможных злоупотреблений в процессе выборов. Однако международный контроль не делает чести данному государству, так как свидетельствует о том, что у международного сообщества имеются сомнения в демократизме и честности проводимых выборов.

Некоторые Положения о выборах стали предоставлять партиям и блокам право иметь своих представителей в окружных и участковых комиссиях с правом совещательного голоса", что можно только приветствовать, так как оно, с одной стороны, является контрольным, а с другой - выполняет функцию организационных гарантий свободы выборов, обеспечивая ее организационными средствами, исключающими искажение воли избирателей. Такие гарантии слагаются из:

а) правила, согласно которому никто не может быть включен более чем в один список избирателей;

б) правила, что кандидаты в депутаты не должны состоять членами окружных и участковых комиссий того округа, в котором они выдвинуты кандидатами в депутаты;

в) правила, по которому кандидаты в депутаты освобождаются от производственных или служебных обязанностей для участия в предвыборных мероприятиях;

г) нормы о том, что государственные и общественные органы, руководители предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории избирательного округа, обязаны оказывать кандидату в депутаты содействие в организации встреч с избирателями, проведении предвыборных собраний, получении необходимых справочных и информационных материалов;

д) правила, согласно которому избирателю в случае выбытия за 15 дней до выборов предоставляется право проголосовать досрочно;

е) личного и тайного голосования;

ж) публичного опечатывания и вскрытия избирательных урн, гласного подсчета голосов;

з) несовместимости депутатского мандата с занятием определенных должностей.

Необходимо отметить, что Положения о выборах палат Федерального собрания и Положение о выборах Городского собрания Санкт-Петербурга не содержат запрета для кандидатов в депутаты состоять членами окружных и участковых комиссий того округа, в котором они выдвинуты кандидатами в депутаты. Думается, этот пробел следует устранить, так как состав избирательных комиссий в таком случае бывает слишком политизирован. Даже Центральная избирательная комиссия не лишена этого недостатка. Так, политолог А. Собянин, член Центризбиркома от "Выбора России", давая интервью накануне выборов в Федеральное собрание, сказал что его блок может получить 92 депутатских мандата по общефедеральному округу и 70 мандатов в одномандатных округах. Данное интервью было распространено Интерфаксом. Куда девалась в данном случае объективность А. Собянина, как члена Центризбиркома?

Назад       Главная       Вперёд