Канада
является федеративным государством, состоящим из 10 провинций и двух
территорий, находящихся под управлением федерального правительства.
Официально страна именуется доминионом в составе Содружества наций. Канада
стала фактически независимым государством в 1867 г., когда Великобритания предоставила
ей статус доминиона. В 1931 г. английское правительство признало за Канадой
самостоятельность во внутренней и внешней политике.
В Канаде
действует писаная некодифицированная Конституция, то есть Основной закон
страны состоит не из одного, а из целой серии актов, принятых в период с 1867
по 1982 г. В их число входят две категории законов: во-первых, акты, создающие
отдельные институты федеральной правовой системы и определяющие статус высших
государственных органов (например, законы об избирательном праве, Верховном
суде и др.), и, во-вторых, законы, определяющие основы государственного строя в
отдельных провинциях (Акт об Альберте, Акт о Ньюфаундленде и т.д.).
Для внесения
поправок в Конституцию необходимо, чтобы за них проголосовало большинство в
обеих палатах парламента и в законодательных ассамблеях по меньшей мере семи
провинций, где проживает минимум 50% населения страны. В случае, если
предлагаемые поправки затрагивают монархическую форму правления, статус официальных
языков и состав Верховного суда, для их принятия требуется одобрение
федерального парламента и законодательных органов всех 10 провинций. Поправки
вступают в силу и становятся частью Конституции после их утверждения
генерал-губернатором. На провинции, отказывающиеся одобрить конституционные
поправки, их действие не распространяется.
Главой
государства номинально является генерал-губернатор, который назначается
королевой Великобритании по рекомендации премьер-министра Канады. С 1984 г.
этот пост занимает Жанна Совэ. Генерал-губернатор обладает полномочиями двух
видов. В силу особых прерогативных полномочий, формально передаваемых ему
английской Короной, он имеет право решать важные вопросы внешней политики,
включая ратификацию международных договоров, объявление войны и заключение
мира. фактически эти полномочия осуществляются премьер-министром, который
принимает решение после консультаций с членами кабинета, а в ряде случаев — на
основании особых деклараций, одобряемых обеими палатами парламента. Другая
группа полномочий реализуется при издании генерал-губернатором нормативных
актов по прямому или косвенному уполномочию парламента. На практике эта
нормоустанавливающая деятельность осуществляется правительством, а глава
государства лишь оформляет решения кабинета особыми актами — приказами в
совете. Все акты генерал-губернатора вступают в силу только после их подписания
премьер-министром или другим членом кабинета. Конституция предусматривает создание
особого органа — совета (аналог британского тайного совета), члены которого
назначаются генерал-губернатором. Его официальной функцией является оказание
помощи главе государства, но фактически он не играет серьезной роли.
Генерал-губернатор назначает одного или нескольких своих заместителей.
На практике
исполнительная власть в Канаде принадлежит правительству во главе с
премьер-министром. С 1984 г. этот пост занимает Мартин Брайан Малруни, лидер
прогрессивно-консервативной партии. В состав правительства входят
премьер-министр и 37 членов. Особенность положения правительства Канады
состоит в том, что его существование не признается Конституцией. Оно действует
на основе так называемого конституционного соглашения (обычая). Правительство
формируется на основе большинства в нижней палате, почти все министры
одновременно являются депутатами палаты общин. К основным функциям
правительства относятся: управление государственным аппаратом; исполнение
принятых парламентом законов; нормоустанавливающая деятельность; составление бюджетного законопроекта, его
внесение в палату общин и исполнение принятого закона о бюджете; заполнение
вакансий в государственном аппарате; созыв парламента и роспуск палаты общин.
Часть этих функций формально осуществляется генерал-губернатором.
Законодательная
власть в Канаде принадлежит парламенту, состоящему из двух палат: палаты общин
и сената. Они неравноправны, поскольку сенат лишен права выступать инициатором
внесения финансовых законопроектов. С 1982 г. поправки к Конституции могут быть
приняты в обход сената; если верхняя палата в течение 180 дней не одобрит
проекта поправки, она вступает в силу.
Исполнительная
власть в каждой из провинций формально принадлежит лейтенант-губернатору,
назначаемому генерал-губернатором. В каждой провинции имеется законодательный
орган. В некоторых провинциях — это однопалатная Законодательная ассамблея, в
других — двухпалатный парламент. Например, в провинции Квебек он состоит из Законодательного
совета и Законодательной ассамблеи.
Фактически
исполнительная власть в провинциях принадлежит провинциальным правительствам,
которые создаются партией, получившей большинство мест в местной ассамблее, и
возглавляются премьер-министрами.
Конституция
Канады разграничивает компетенцию между федерацией (союзом) и ее субъектами. В
Основном законе закреплен принцип двух исключительных сфер компетенции, то есть
устанавливается перечень предметов ведения как федерального парламента, так и
законодательных ассамблей провинций. При этом в Конституцию включено
положение, согласно которому перечень вопросов, относящихся к исключительной
компетенции провинций, считается окончательным, а исключительная компетенция
федерации может дополняться и расширяться за счет включения в соответствующий
перечень новых пунктов. Такое положение может использоваться для усиления централизма
в канадской федерации. В компетенцию федерации входят такие вопросы, как
оборона, эмиссия денег, налогообложение, регулирование торговли, почтовая служба,
банковская система, проведение переписи, статистическая служба, выдача
патентов, отношения с индейцами, правовое положение иностранцев и др. К
компетенции провинций относятся: внесение поправок в провинциальные
конституции, местное налогообложение, создание провинциальных государственных
органов и регулирование деятельности муниципалитетов, вопросы собственности и
гражданских прав, местное правосудие и т.д.
В стране
действуют три крупные политические партии: прогрессивно-консервативная (создана
в 1854 г.), либеральная (основана в 1873 г.) и Новая демократическая (создана
в 1961 г.). Первые две партии являются буржуазными, а НДП по своей программе —
социал-демократическая партия.
Коммунистическая
партия Канады, основанная в 1921 г., представителей в федеральном парламенте не
имеет.
|