Место палаты общин как федерального представительного органа Канады
определяется ее ролью в конституционном и политическом механизме, содержанием и
пределами ее полномочий.
Палата общин
выступает как механизм формирования правительства, приводимый в действие
постоянным соперничеством и борьбой основных политических партий. Как и в
других парламентарных странах, в Канаде правительство формируется политической
партией, получившей в результате всеобщих выборов большинство мест в органе
народного представительства. Назначение на пост премьер-министра лидера партии,
получившей больше половины мандатов в палате общин, производимое
генерал-губернатором Канады, является чисто формальным актом. В силу
политической традиции глава государства не может отказать в таком назначении.
Премьер-министр
и кабинет осуществляют эффективный контроль над деятельностью палаты общин,
поскольку они опираются на дисциплинированное парламентское большинство. Это
позволяет правительству определять повестку дня палаты общин, существенно
воздействовать на распределение времени парламента и добиваться принятия
внесенных им законопроектов. В случае необходимости кабинет распускает
парламент и объявляет досрочные выборы. Практика канадского парламента знает
лишь один случай, когда генерал-губернатор отказался распустить палату общин.
Это произошло в 1921 г., когда генерал-губернатор лорд Бинг отказался
удовлетворить просьбу премьер-министра М. Кинга о роспуске палаты на том
основании, что прошло лишь II месяцев после всеобщих выборов.
Значение
палаты общин во многом определяется тем обстоятельством, что она выступает как
орган, в котором в той или иной степени представлены интересы различных
социальных групп, политических и общественных течений и т.д.
Палата общин своей
деятельностью оказывает немалое влияние на общественное мнение в стране. Такое
влияние усилилось с момента начала трансляций заседаний палаты по телевидению.
В известной
степени роль нижней палаты усиливается тем обстоятельством, что она выступает
как орган, решающий задачи общенационального значения, но не как собрание
представителей, защищающих интересы отдельных провинций или избирательных
округов.
На палату
общин возложено осуществление трех основных полномочий.
1. Законодательство. Только палата общин
совместно с сенатом обладает суверенным правом принимать законы. В современный
период наблюдается определенный упадок законодательной деятельности палаты,
поскольку, во-первых, правительство почти полностью завладело правом законодательной
инициативы; во-вторых, продолжается непрерывный рост делегированного
законодательства и других видов административного нормотворчества, и,
в-третьих, большинство в палате, как правило, голосует по указанию своих партийных
лидеров.
2. Финансовые полномочия. Согласно
Конституции, финансовые законопроекты первоначально вносятся только нижней
палатой, хотя сенат может вносить поправки в эти билли и возвращать их на
доработку в нижнюю палату. Фактически палата общин имеет дело с уже
подготовленными кабинетом финансовыми предложениями, которые утверждаются ею
без существенных изменений. Любые предложения оппозиции отвергаются
правительственным большинством.
3. Контроль над деятельностью правительства.
Контрольные полномочия палаты общин, о которых идет речь ниже, достаточно
обширны, но они в значительной степени нейтрализуются принадлежащим
правительству правом роспуска палаты. Тем не менее палата общин пять раз вынуждала
правительство уйти в отставку, вынося ему вотум недоверия (последний раз в
1979 г.).
|