On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

ПАЛАТА ОБЩИН

Место палаты общин как федерального представительного органа Канады определяется ее ролью в конституционном и политическом механизме, содержанием и пределами ее пол­номочий.

Палата общин выступает как механизм формирования правительства, приводимый в действие постоянным соперни­чеством и борьбой основных политических партий. Как и в других парламентарных странах, в Канаде правительство формируется политической партией, получившей в резуль­тате всеобщих выборов большинство мест в органе народного представительства. Назначение на пост премьер-министра лидера партии, получившей больше половины мандатов в палате общин, производимое генерал-губернатором Канады, является чисто формальным актом. В силу политической традиции глава государства не может отказать в таком на­значении.

Премьер-министр и кабинет осуществляют эффективный контроль над деятельностью палаты общин, поскольку они опираются на дисциплинированное парламентское большин­ство. Это позволяет правительству определять повестку дня палаты общин, существенно воздействовать на распределе­ние времени парламента и добиваться принятия внесенных им законопроектов. В случае необходимости кабинет распу­скает парламент и объявляет досрочные выборы. Практика канадского парламента знает лишь один случай, когда гене­рал-губернатор отказался распустить палату общин. Это произошло в 1921 г., когда генерал-губернатор лорд Бинг от­казался удовлетворить просьбу премьер-министра М. Кинга о роспуске палаты на том основании, что прошло лишь II месяцев после всеобщих выборов.

Значение палаты общин во многом определяется тем обстоятельством, что она выступает как орган, в котором в той или иной степени представлены интересы различных социальных групп, политических и общественных течений и т.д.

Палата общин своей деятельностью оказывает немалое влияние на общественное мнение в стране. Такое влияние усилилось с момента начала трансляций заседаний палаты по телевидению.

В известной степени роль нижней палаты усиливается тем обстоятельством, что она выступает как орган, решаю­щий задачи общенационального значения, но не как собра­ние представителей, защищающих интересы отдельных про­винций или избирательных округов.

На палату общин возложено осуществление трех основ­ных полномочий.

1. Законодательство. Только палата общин совместно с сенатом обладает суверенным правом принимать законы. В современный период наблюдается определенный упадок за­конодательной деятельности палаты, поскольку, во-первых, правительство почти полностью завладело правом законо­дательной инициативы; во-вторых, продолжается непрерыв­ный рост делегированного законодательства и других видов административного нормотворчества, и, в-третьих, большин­ство в палате, как правило, голосует по указанию своих пар­тийных лидеров.

2. Финансовые полномочия. Согласно Конституции, фи­нансовые законопроекты первоначально вносятся только нижней палатой, хотя сенат может вносить поправки в эти билли и возвращать их на доработку в нижнюю палату. Фактически палата общин имеет дело с уже подготовленны­ми кабинетом финансовыми предложениями, которые утвер­ждаются ею без существенных изменений. Любые предложе­ния оппозиции отвергаются правительственным большинст­вом.

3. Контроль над деятельностью правительства. Конт­рольные полномочия палаты общин, о которых идет речь ни­же, достаточно обширны, но они в значительной степени нейтрализуются принадлежащим правительству правом рос­пуска палаты. Тем не менее палата общин пять раз вынуж­дала правительство уйти в отставку, вынося ему вотум не­доверия (последний раз в 1979 г.).

Назад       Главная       Вперёд