On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Внутренняя организация

Организационно палата общин состоит из двух основных частей: официальной и неофициальной (партийной). В пар­тийную часть входят:

1. Кокусы партий, которые представляют собой парла­ментские органы трех политических партий Канады, пред­ставленных в палате общин (их форма работы — закрытые регулярные заседания). Парламентская практика показыва­ет, что коку с правящей партии обычно малоактивен, по­скольку партийный лидер, являющийся одновременно пре­мьер-министром, в первую очередь опирается на своих со­ветников и членов правительства. В то же время кокус оппозиционной партии несет гораздо большую ответствен­ность за выработку политики и борьбу за власть, заранее вы­двигает своих наиболее влиятельных членов в состав “тене­вого кабинета”, с тем чтобы в случае победы на парламент­ских выборах они сразу смогли бы занять соответствующие министерские должности и быстро войти в курс дела.

2. Комитеты кокусов партий. Они обычно создаются по отдельным отраслям государственного управления и народ­ного хозяйства. Например, кокус прогрессивно-консерватив­ной партии создал девять таких комитетов (по международ­ным отношениям, рыболовству и др.).

3. Возможно создание так называемых региональных ко­кусов, то есть органов, объединяющих членов палаты общин от одной партии, которые представляют одну или несколько провинций региона Канады. Такие кокусы созданы в парла­ментской фракции ПКП.

4. Лидеры политических партий, избираемые националь­ными партийными съездами (конвентами). Лидер правящей партии одновременно является премьер-министром и членом палаты общин. Лидер оппозиционной партии в первую оче­редь выступает как руководитель парламентской оппозиции и сосредоточивает свои усилия на организации критики пра­вительственной политики депутатами от своей партии. В ру­ководство партийной фракцией входят заместители лидеров, также являющиеся депутатами.

5. Каждая политическая партия в палате общин имеет парламентских организаторов (так называемые “кнуты”), которые следят за дисциплиной в рядах фракции, обеспечи­вают явку депутатов на заседания палаты и соответствую­щего партийного кокуса.

Официальная часть палаты общин канадского парламен­та состоит из ряда должностных лиц и комитетов.

Спикер палаты общин избирается из числа депутатов палаты общин, входящих в правительственное большинство, на первой сессии парламента нового созыва. Если в случае отставки спикера открывается вакансия, проводятся досрочные выборы. В отличие от палаты общин парламен­та Великобритании, где спикер нередко занимает долж­ность пожизненно, в Канаде срок его полномочий, как правило, ограничен сроком полномочий палаты общин. Во многом указанное обстоятельство объясняется тем, что в канадском парламенте действует принцип ротации в долж­ности спикера депутатов англо-канадского и франко-канад­ского происхождения.

До 1986 г. кандидатура спикера выдвигалась премьер-ми­нистром и практически автоматически утверждалась пала­той общин, так как отсутствовали альтернативные кандида­туры. В 1986 г. были утверждены новые процедурные пра­вила, согласно которым выборы спикера проводятся тайным голосованием из числа членов палаты. При этом рассматри­ваются кандидатуры всех депутатов за исключением тех, кто официально отказался от борьбы за пост спикера. Впервые такая процедура была применена осенью 1986 г., когда до­срочно открылась вакансия должности спикера в связи с ухо­дом в отставку с этого поста депутата Босли. Палата общин рассматривала 39 кандидатур. Спикер был избран лишь в ре­зультате одиннадцатого тура голосования. Многие парламен­тарии выразили недовольство новой системой, поскольку, несмотря на демократизм, она оказалась слишком громозд­кой и заняла два дня работы сессии палаты.

Спикер является основным должностным лицом палаты общин парламента Канады. Он председательствует во вре­мя ее заседаний, следит за соблюдением регламента и по­рядком дебатов. При этом спикер должен обладать высо­ким профессиональным уровнем знаний парламентской процедуры, включая не только сам регламент палаты, но и многочисленные прецеденты. Применение принципа рота­ции, о котором говорилось выше, приводит к тому, что новоизбранный спикер долго “вживается” в должность и со знанием дела начинает осуществлять свои обязанности лишь к середине, а то и к концу срока полномочий пала­ты, когда, вслед за очередными или досрочными парламен­тскими выборами, его должен сменить на этом посту дру­гой депутат.

Полномочия спикера носят в основном дискреционный характер и осуществляются без какого-либо существенного контроля со стороны депутатов. Он дает толкования правил процедуры, выносит решения в случае возникновения споров по процедурным вопросам. В 1965 г. в регламент палаты об­щин было включено новое правило, согласно которому такие решения спикера не могут быть обжалованы, как это было ранее, всему составу палаты.

Заседания палаты общин не могут проходить в отсутствие спикера. Именно спикер определяет наличие кворума. Если нет кворума, спикер прерывает заседание до следующего ра­бочего дня сессии.

При ведении прений спикер руководствуется расписанием дебатов, которые в случае необходимости могут составляться парламентскими организаторами партий. Парламентские ор­ганизаторы согласуют между собой и затем представляют спикеру списки участников прений. При ведении прений спикер, как правило, представляет слово поочередно пред­ставителям правящей партии и оппозиции, а также “третьей партии” — НДП.

Ход дебатов в значительной степени зависит от вмеша­тельства спикера. От его усмотрения зависит предоставление слова депутату в прениях; он может свертывать дебаты, за­крывать их, прервать выступление депутата, если тот откло­няется от темы, повторяется или допускает непарламентские выражения. Сам спикер участия в дебатах не принимает. Он принимает участие в голосовании только в том случае, если голоса депутатов делятся поровну.

Спикер обладает существенными дисциплинарными пол­номочиями в отношении членов палаты общин. В случае, ес­ли, по мнению спикера, депутат нарушает установленный порядок, спикер может дать указание приставу удалить его из зала заседаний. Депутат может быть лишен права прини­мать участие в заседаниях палаты на весь срок, остающийся до окончания сессии.

Спикер может принять решение об удалении посторонних с гостевых галерей, если сочтет это целесообразным. Любое постороннее лицо, нарушающее внутренний порядок в поме­щении палаты или отказывающееся покинуть гостевую га­лерею по указанию спикера, может быть задержано приста­вом и освобождено лишь после издания особого приказа па­латой общин.

При рассмотрении так называемых частных биллей спи­кер дает разрешение лицам, представляющим интересы отдельных частных компаний, организаций и заинтересован­ных групп (они именуются “парламентскими агентами” и представляют собой канадский вариант американских лоб­бистов), давать показания на заседаниях комитетов палаты общин.

Во время заседаний спикер занимает кресло, стоящее на особом возвышении. По правую его руку расположены места депутатов от партии правительственного большинства, по левую — от оппозиции. В случае, если в результате прошед­ших парламентских выборов та или иная партия получила подавляющее большинство голосов и ее депутаты не умеща­ются по правую руку, они занимают часть мест на левой стороне.

Во время заседаний парламентариям запрещено передви­гаться в пространстве, отделяющем кресло спикера от ска­мей депутатов. Члены палаты общин могут покидать свои места лишь после того, как спикер выходит из зала заседа­ний.

Заместитель спикера. Так же, как и спикер, он избира­ется в начале первой сессии палаты общин очередного созы­ва на срок полномочий самой палаты. Регламент требует, чтобы спикер и его заместитель принадлежали к различным лингвистическим общинам Канады.

Заместитель спикера ведет заседания палаты в случае от­сутствия спикера. Однако он не рассматривается как преем­ник спикера, когда открывается вакансия должности послед­него.

Наиболее важная особенность должности спикера состоит в том, что он является одновременно председателем комите­та всей палаты и ведет заседания, когда палата общин пре­образует себя в данный комитет.

Заместитель председателя комитета всей палаты. Он исполняет обязанности спикера и председателя комитета и может вести заседания как палаты, так и комитета.

Должностные лица палаты общин, не являющиеся де­путатами.

Клерк палаты отвечает за регистрацию и должное офор­мление законопроектов, петиций, текстов вопросов депута­тов и ответов членов правительства; наблюдает за должным оформлением протоколов заседаний; доставляет документы палаты в сенат; сообщает спикеру результаты голосования; руководит вспомогательно-техническим персоналом (стенографистки, посыльные, машинистки и т.д.); несет ответст­венность за хранение всех документов палаты; проверяет правильность стенограмм заседаний, публикуемых в офици­альных изданиях палаты.

Помощник клерка (второй клерк) отвечает за подсчет голосов и составление протокола по результатам голосова­ния (в том числе поименного), оказывает содействие клер­ку палаты в обеспечении депутатов необходимыми матери­алами.

Группа юрисконсультов оказывает помощь депутатам при составлении текстов законопроектов; оценивает соответ­ствие законопроектов Конституции и законам; редактирует тексты законопроектов перед их официальной передачей в сенат; осуществляет техническое редактирование текстов за­конов перед их официальным опубликованием в конце каж­дой сессии.

Парламентский пристав отвечает за поддержание долж­ного порядка в помещениях палаты общин и сохранность ее имущества; по приказу палаты задерживает и освобождает лиц, нарушающих внутренний порядок; обеспечивает озна­комление с приказами палаты общин лиц, которых они не­посредственно касаются, и исполнение указаний спикера; с санкции спикера осуществляет наем таких служащих, как констебли, посыльные, рабочие и т.д.

Палата общин имеет систему комитетов, статус и задачи которых определены в регламенте и отдельных решениях па­латы.

Комитет всей палаты представляет собой пленарное за­седание палаты общин с той разницей, что председательст­вует не спикер, а его заместитель, и применяется упрощен­ная процедура. Депутаты имеют право выступать по не­скольку раз, но время выступлений (за исключением выступления лидера партии большинства) не должно превы­шать 20 мин. Палата общин преобразует себя в комитет всей палаты, как правило, при рассмотрении проекта бюджета, а также при заслушивании докладов комитетов. Преобразова­ние палаты в комитет дает возможность парламентариям, несколько преступая правила процедуры, прямо обращаться друг к другу, задавать вопросы, обмениваться репликами, не испрашивая каждый раз разрешения председателя комитета. Решение о преобразовании себя в комитет принимается па­латой общин без обсуждения.

Постоянные комитеты создаются решением палаты об­щин, их список включается в регламент. В настоящее время существует 25 постоянных комитетов, в том числе по вопро­сам процедуры; по сельскому хозяйству; по рыболовству; по отношениям в промышленности; по внешним сношениям; по культуре; по науке и технологии; по делам ветеранов; по финансам, торговле и экономике; по делам аборигенов и раз­витию северных территорий и ряд других. Число постоянных комитетов возрастает: в 1969 г. их было 18.

Постоянные комитеты формируются на первой сессии парламента очередного созыва. Для этого создается специ­альный комитет, который разрабатывает список членов всех постоянных комитетов и представляет его на утверждение палаты общин. Партийный состав комитетов соответствует расстановке сил в самой палате. Председатели комитетов из­бираются самими членами. Каждый постоянный комитет со­стоит из 7—15 депутатов. Для кворума необходимо присут­ствие простого большинства членов комитета. Комитет соби­рается на заседание по требованию не менее четырех его членов. При отсутствии кворума комитеты могут проводить заседания, производить допрос свидетелей, но не вправе принимать решения. Депутаты обычно являются членами одновременно нескольких комитетов. В заседании комитета может без права голоса принимать участие любой депутат палаты общин.

В настоящее время значение постоянных комитетов воз­растает. Расширение и усложнение объема работы побуж­дает палату общин делегировать часть своих полномочий комитетам, которые усиливают контроль над деятельно­стью правительственного аппарата. Так, генеральный ауди­тор (ревизор) обязан регулярно представлять отчеты коми­тету по государственным расходам. В ряде случаев для об­легчения деятельности постоянных комитетов палата создает подкомитеты, которым передается часть комитет­ских полномочий. Председатели комитетов имеют право повестками вызывать на заседания свидетелей и давать указание оплачивать их расходы на дорогу и проживание в столице.

Специальные (временные) комитеты создаются пала­той для рассмотрения или расследования какого-либо кон­кретного вопроса, подготовки одного или нескольких зако­нопроектов. Иногда специальные комитеты преобразуются в постоянные. Согласно регламенту, состав этих комитетов не должен превышать 15 человек, для кворума необходимо присутствие простого большинства членов комитета. Их партийный состав аналогичен составу постоянных комите­тов. Время от времени специальным комитетам поручается разработка важных мероприятий: так, в 1986 г. специаль­ный комитет подготовил проект нового регламента палаты общин.

Объединенные комитеты включают в себя членов пала­ты общин и сенаторов, причем их число должно отражать общее соотношение численности обеих палат.

В настоящее время существуют три объединенных посто­янных комитета: по официальным языкам; по вопросам, свя­занным с деятельностью парламента; по актам делегирован­ного законодательства (то есть по рассмотрению решений правительства, изданных по уполномочию обеих палат пар­ламента) .

Время от времени создаются объединенные специальные комитеты: в 70-е гг. действовал комитет по подготовке кон­ституционной реформы, а в 80-е — по реформе сената.

Комитеты по текущему законодательству. Это новый вид специальных комитетов палаты общин, появившийся в начале 80-х гг. Они создаются для рассмотрения отдельных статей законопроектов после их одобрения палатой во вто­ром чтении. Председатели этих комитетов не избираются их членами, а назначаются из особого списка депутатов, утвер­жденного спикером.

Регламент устанавливает, что все комитеты палаты об­щин имеют бюджет и могут пользоваться услугами экспер­тов и обслуживающего персонала.

Назад       Главная       Вперёд