On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Правила процедуры

Палата общин парламента Канады заседает в прямо­угольном помещении, разделенном проходом по всей длине. Расположенные параллельными рядами места депутатов на­ходятся друг против друга по обе стороны от места, занима­емого спикером. Такое расположение мест обеспечивает со­блюдение принципа разделения депутатов на правительст­венное большинство и оппозицию, который не нарушается и с появлением в парламенте третьей политической партии. Каждый депутат имеет отдельный столик, снабженный аппаратурой для прослушивания синхронного перевода, так как на заседаниях используются оба официальных языка Канады — английский и французский. Парламент созывает­ся на сессию генерал-губернатором, который действует по рекомендации премьер-министра.

Депутаты вновь избранной палаты общин собираются в ее помещении и регистрируются. Затем клерк палаты при­водит их к присяге. По давней традиции депутаты направ­ляются в помещение сената, где представитель генерал-гу­бернатора напоминает им о необходимости избрать спикера палаты общин. Члены палаты возвращаются и на своем пер­вом заседании, которое ведет клерк, избирают спикера. По­сле завершения выборов депутаты во главе со спикером вновь следуют в сенат, где спикер информирует генерал-гу­бернатора о своем избрании и торжественно напоминает о “неотъемлемых привилегиях депутатов”, включая свободу слова и беспрепятственный доступ к “особе генерал-губерна­тора”. По завершении этого ритуала следует тронная речь, с которой генерал-губернатор обращается к сенаторам и чле­нам палаты общин.

Вернувшись в помещение палаты общин, депутаты изби­рают трехпартийный комитет, который вырабатывает реко­мендации по назначениям в постоянные комитеты палаты. На следующем заседании начинаются восьмидневные дебаты по тронной речи.

Согласно Конституции, палата общин собирается на сес­сии не реже одного раза в год. Продолжительность сессии не определена. Если возникает необходимость, палата созыва­ется на сессии два и более раз в году.

Основным источником процедуры палаты общин является регламент, который периодически обновляется и дополняет­ся. Он состоит из 128—130 правил и указателя. Регламент публикуется одновременно на английском и французском языках и оба варианта включаются в один небольшой том. Новые процедурные правила принимаются самой палатой общин в форме резолюций, которые вступают в силу немед­ленно без чьей-либо санкции. Правительство, располагаю­щее поддержкой большинства в палате, может добиться при­нятия практически любого выгодного для него правила.

Помимо регламента известную роль играет парламент­ская практика. Так, например, существует формула “ухо­дить парами”, означающая негласную договоренность меж­ду депутатом от правящей партии и его коллегой от оппо­зиции не участвовать в голосовании. Это позволяет обоим отсутствовать на заседании при обсуждении какого-либо спорного законопроекта без риска нарушить соотношение сил при голосовании в пользу одной из партий в палате общин.

Следует иметь в виду, что план сессии парламента раз­рабатывается премьер-министром по согласованию с кабине­том и главным парламентским организатором правительства. Используя контролируемое им большинство, правительство получает возможность распоряжаться временем палаты. Те­оретически допустимо, что правительство может добиться внесения таких изменений в регламент, которые лишат оп­позицию почти всякой возможности эффективно участвовать в работе палаты общин. Этого, однако, не происходит, по­скольку любой премьер-министр понимает, что в результате очередных выборов его партия может утратить большинство и оказаться на месте оппозиции, испытав на себе “месть” но­вого кабинета.

Согласно регламенту, время палаты представителей под­разделяется на правительственное время и время “частных членов”. Кроме того, на практике в течение года выделяется 25 дней, распределенных неравномерно по отдельным пери­одам, когда предложения оппозиции имеют приоритет при рассмотрении в палате.

Палата общин заседает пять дней в неделю — с поне­дельника по пятницу. По одному часу в понедельник и пятницу, а также вторник и четверг целиком отведены де­лам “частных членов”. В категорию этих дел входит вы­движение предложений, в первую очередь законопроектов, отдельными депутатами, которые, как правило, принадле­жат к правительственному большинству, но их предложе­ния не отражают официальную программу правительства, хотя и не противоречат ей. Время “частных членов” часто использует оппозиция. Остальное время парламентской не­дели используется для рассмотрения правительственных дел. Однако главный парламентский организатор оппози­ции может вступить в контакт с главным парламентским организатором правительства, а через него и с премьер-министром и добиться обсуждения того или иного вопроса. Это не означает, что правительство передает оппозиции контроль за использованием времени палаты общин. В рас­поряжении правительства остается целый ряд мер, позво­ляющих контролировать дебаты и регламентировать время, отводимое для обсуждения каждого вопроса. В частности, правительство может внести предложение о предоставле­нии преимущества любому правительственному делу на любой срок.

Заседание палаты начинается с молитвы, которую читает спикер попеременно на английском и на французском язы­ках. Затем палата общин приступает к рассмотрению вопро­сов порядка (повестки) дня. Регламент устанавливает при­мерную очередность рассмотрения пунктов повестки дня за­седания: третье чтение законопроектов; рассмотрение докладов комитетов; решение вопроса о передаче билля по­сле второго чтения и стадии комитета в комитет всей пала­ты; рассмотрение поправок сената к законопроектам, уже получившим одобрение в палате; второе чтение законопро­ектов. Любой пункт может быть исключен из повестки дня по различным основаниям (например, отсутствие депутата, давшего уведомление о намерении внести предложение и т.п.), но рассмотрен на следующем заседании в приоритет­ном порядке.

Регламент достаточно подробно определяет процедуру проведения дебатов по внесенным депутатами предло­жениям. Для получения слова в ходе дебатов член пала­ты должен подняться со своего места и обратиться к спике­ру. Если встают несколько депутатов, спикер определяет, кто был первым, и предоставляет ему слово. Правила пре­дусматривают, что любой член палаты в этот момент мо­жет внести предложение предоставить слово всем подняв­шимся со своих мест депутатам. Обычно такие предложе­ния принимаются без обсуждения немедленно по их внесении.

Согласно регламенту, продолжительность выступлений не должна превышать 40 мин. Исключение составляют речи премьер-министра и лидера оппозиции, а также выступле­ние любого министра, который вносит правительственный законопроект, ответное слово депутатам и выступление чле­на палаты, желающего поставить на голосование предложе­ние о выражении недоверия правительству.

Правила процедуры предусматривают, что обсуждению подлежат следующие категории предложений депутатов: об изменении повестки дня; об одобрении доклада постоянно­го или специального комитета; о повторном обсуждении уже рассматривавшегося вопроса; о втором чтении законо­проекта; о третьем его чтении; о рассмотрении поправок сената к биллю, уже одобренному палатой; о срочном рас­смотрении вопроса, имеющего важное значение; о созда­нии согласительного комитета совместно с сенатом; о со­здании комитета палаты; о принятии решения в рамках комитета всей палаты; иные предложения, относящиеся к должному осуществлению полномочий палаты общин, ее прав и привилегий.

Спикер может прервать выступление депутата и лишить его слова, если тот допускает повторы или уклоняется от те­мы обсуждения.

Ни один депутат не может выступать по одному и тому же вопросу дважды, за исключением случаев, когда возни­кает необходимость дать разъяснения или сделать уточнения по существу его основного выступления. Правила запрещают обсуждение таких уточнений или разъяснений. Кроме того, спикер может разрешить выступить с ответным словом де­путату, ранее внесшему предложение по существу. При этом инициаторы поправок и сопутствующих предложений права на ответное слово не имеют.

Правила палаты общин канадского парламента предус­матривают ряд способов ограничения дебатов по обсуждае­мым вопросам.

1. Закрытие дебатов. Данный процедурный прием осно­вывается на том, что на любой стадии рассмотрения вопроса какой-либо министр с предварительным уведомлением мо­жет внести предложение завершить обсуждение к 1 ч утра без объявления перерывов в работе палаты. Такое предложе­ние ставится на голосование спикером или председателем комитета всей палаты без обсуждения. В случае принятия предложения существенно меняется процедура рассмотрения вопроса: выступления не должны превышать 20 мин, и никто не может брать слово дважды. В 1 ч утра палата принимает решение по данному вопросу, вне зависимости от того, на какой стадии рассмотрения он находится.

Закрытие дебатов явилось столь эффективным орудием в руках правительства, что оппозиция была вынуждена искать свои методы затягивания или срыва дебатов по правительст­венным законопроектам. Один из таких методов заключает­ся в следующем. Согласно давней традиции, звонок, призы­вающий депутатов занять свои места в зале и принять уча­стие в голосовании, звенит до тех пор, пока главные парламентские организаторы не сообщат спикеру о том, что депутаты собрались и готовы голосовать. На сессии палаты в 1982 г. главный парламентский организатор оппозиции по­сле включения звонка просто покинул здание парламента и звонок звенел в течение 15 дней. Это парализовало работу палаты и явилось своеобразной забастовкой депутатов от оп­позиции. В настоящее время регламент предусматривает, что звонок может звучать максимум 30 мин, после чего па­лата приступает к работе.

2. “Кенгуру”. Этот прием сводится к следующему. На ста­дии доклада законопроекта спикер (или председатель коми­тета всей палаты, либо председатель комитета) определяет, какие поправки из числа предложенных к законопроекту по­ставить на обсуждение, а какие — нет. Он решает этот воп­рос по собственному усмотрению, останавливаясь на тех, ко­торые считает нужными, перескакивая через некоторые по­правки (отсюда название приема). Этот процедурный прием дает возможность председательствующему проводить линию, выгодную правительству.

3. “Гильотина” — наиболее жесткий прием свертывания дебатов, который ограничивает их как во времени, так и по содержанию. Правительство, применяющее данный прием, отбирает для обсуждения в палате общин отдельные статьи законопроекта и выделяет на их обсуждение в различных стадиях точно установленные отрезки времени. По истече­нии этого времени палата обязана прекратить обсуждение данной статьи независимо от того, закончено обсуждение или нет. С помощью такого приема правительство лишает палату общин возможности обсуждать некоторые статьи, а иногда и целые части законопроекта. Обычно “гильотина” применяется для сокращения времени на рассмотрение зако­нопроектов.

Иногда правительство сочетает указанные приемы: вно­сит предложение о “гильотине”, применяет “кенгуру” и пред­лагает закрытие дебатов.

Палата общин выражает свою волю в следующих основ­ных формах.

Билли (законопроекты), которые после их одобрения се­натом и утверждения генерал-губернатором становятся зако­нами — Актами парламента. Они подразделяются на пуб­личные и частные.

Резолюции, В них может выражаться мнение палаты, ре­гулироваться внутренние организационные вопросы. Напри­мер, посредством принятия резолюции палата создает коми­теты, изменяет регламент.

Декларации по вопросам внутренней и внешней политики.

Приказы. Содержат обычно предписания по конкретному вопросу (например, освобождение из-под стражи лица, за­держанного приставом за нарушение порядка в помещениях палаты).

Кроме того, спикер может издавать особые приказы, в форме которых обычно даются указания должностным ли­цам палаты общин, не являющимся депутатами.

1. Устное голосование. При использовании этого способа спикер ставит вопрос и просит депутатов ответить, голосуют ли они “за” или “против”. Спикер на слух определяет, каково мнение большинства. При этом депутаты меньшинства стре­мятся кричать как можно громче. Иногда результаты устно­го голосования определить очень трудно. Если по меньшей мере пять депутатов поставят под сомнение результаты уст­ного голосования, спикер обязан провести голосование путем вставания.

2. Голосование с подразумеваемым согласием. В этом случае спикер задает вопрос: “Есть ли возражения?” Если из зала не слышится возгласов несогласных, решение считается принятым. Большинство второстепенных вопросов решается именно в таком порядке.

3. Поименное голосование путем вставания. При таком способе голосования сначала встают депутаты, выступающие за принятие какого-либо предложения. Помощник клерка палаты подсчитывает голоса и ставит отметки против фами­лий этих депутатов в списке членов палаты. Затем такая же процедура применяется в отношении депутатов, голосующих против. Результаты голосования передаются клерком палаты спикеру, который оглашает их перед депутатами. Клерк за­тем составляет протокол голосования.

4. Простое голосование путем вставания. Применяется лишь в случае, когда палата общин преобразует себя в ко­митет всей палаты. При простом голосовании подсчитывают­ся лишь голоса “за” и “против”, отметки в списке депутатов не проставляются. Такой способ используется в целях эко­номии времени.

5. Тайное голосование с использованием бюллетеней. Применяется с 1986 г. при выборах спикера палаты.

Вопрос об обязательном голосовании процедурными пра­вилами палаты до сих пор не урегулирован.

В палате общин не используется каких-либо электриче­ских или электронных устройств для подачи и подсчета голосов.

Согласно Конституции Канады, кворум в палате общин составляют 20 человек, включая спикера. Спикер голосует лишь в случае, когда голоса делятся поровну. Решения при­нимаются простым большинством голосов.

Конституция Канады не устанавливает особого порядка одобрения поправок к тексту Основного закона в палате общин.

Палата общин при чрезвычайных обстоятельствах может проводить закрытые заседания. Соответствующее решение принимается спикером по рекомендации партийных лидеров палаты.

Стенограммы заседаний, информация о повестке дня, уведомления о вопросах и предложениях публикуются в двух ежедневных изданиях палаты общин.

Назад       Главная       Вперёд