Порядок
прохождения законопроектов в палате общин зависит от вида законопроекта. По предмету
регулирования (по кругу вопросов) законопроекты подразделяются на публичные и
частные. К публичным биллям относятся законопроекты, которые изменяют или
дополняют общенациональное законодательство и в той или иной степени касаются
всех (бюджет, социальное обеспечение, здравоохранение и т.д.), к частным —
законопроекты, имеющие локальное значение и касающиеся отдельных лиц или
организаций (изменение правового статуса компании или благотворительного
общества).
Публичные
законопроекты, в свою очередь, в зависимости от того, по чьей инициативе они
были внесены, подразделяются на правительственные, то есть внесенные кабинетом
(на практике — министром-депутатом), и законопроекты, вносимые отдельными
депутатами (билли “частных членов”). Процедура их рассмотрения одинакова, но
любой правительственный билль имеет гораздо больше шансов быть в конечном счете
утвержденным палатой общин. Правительственные законопроекты вырабатываются
самим кабинетом или комитетом кабинета по вопросам законодательства и оформляются
с учетом процедурных требований в министерстве юстиции.
Всякий
публичный законопроект должен пройти в палате общин следующие стадии:
1. Первое чтение. Это формальная стадия, на
которой происходит внесение законопроекта в палату. Депутат, желающий внести
билль, уведомляет об этом спикера и представляет текст законопроекта клерку.
Иногда депутат в нескольких словах излагает цель вносимого билля. Затем клерк
зачитывает название законопроекта и сообщает, в какой день состоится второе
чтение.
Согласно
регламенту, депутат должен дать уведомление о своем намерении внести
законопроект за 48 ч, о чем появляется информация в ежедневном издании палаты.
При внесении билля депутат должен получить на это формальное согласие палаты
общин. Практика палаты общин почти не знает случаев отказа депутату в
разрешении внести законопроект.
Правила
регламента отводят два дня в неделю (вторник и четверг), а также по одному часу
в понедельник и пятницу рассмотрению вопросов, связанных с законопроектами отдельных
депутатов. При этом в ряде случаев эти вопросы могут быть сняты для обсуждения
более важных проблем правительственной политики, поэтому шансы на прохождение
биллей “частных членов” невелики.
В данных
условиях вопрос о том, кто из рядовых членов палаты общин может внести
законопроект, определяется жеребьевкой, которая существенно ограничивает
внесение законопроектов отдельными депутатами. На практике в таком порядке в
течение одной сессии обычно вносится до 20 биллей, причем не все они
рассматриваются палатой.
2. Второе чтение. На данной стадии
происходит обстоятельное рассмотрение законопроекта, но при этом обсуждаются
только его основные, принципиальные положения. Согласно правилам процедуры,
палата не может рассматривать отдельные статьи законопроекта или какие-либо
поправки к нему. Она решает вопрос о том, насколько целесообразно в принципе
принятие данного билля. В результате второго чтения законопроект может быть
одобрен и направлен в соответствующий комитет для детального рассмотрения и выработки
поправок или отклонен в целом.
Регламент
палаты общин дает возможность снять любой законопроект, не доводя его до
второго чтения и не открывая по нему дебатов. Так, в начале второго чтения
спикер ставит вопрос о том, приступать ли ко второму чтению. В этот момент
любой депутат может выступить с возражением против предложения спикера, либо
внести поправку о том, чтобы второе чтение имело место по прошествии шести
месяцев (это означает, что билль не будет рассмотрен на текущей сессии), либо
вообще отказать законопроекту во втором чтении. Практически на стадии второго
чтения могут отклоняться билли “частных членов”, но не правительственные
законопроекты, за которыми стоит большинство депутатов.
3. Стадия комитета. В соответствующем
комитете палаты происходит детальное, постатейное рассмотрение законопроекта.
Считается, что при обсуждении билля комитет связан решением палаты общин,
вынесенном при втором чтении, и не вправе вносить в него такие поправки,
которые искажают основные положения и принципы законопроекта, уже одобренного
палатой.
В
действительности комитет обладает обширными правами. Он может отклонить любую
статью законопроекта, выделить какую-либо часть билля в отдельный
законопроект, просить у палаты предоставить ему право разделить законопроект
на две или несколько частей либо объединить два билля в один. При этом палата
общин не может вмешиваться в работу комитета или истребовать законопроект из
комитета до завершения его рассмотрения и внесения поправок.
Как правило, билли
направляются в один или несколько постоянных комитетов палаты, что определяется
характером самого билля; иногда — в специальные комитеты или объединенные
комитеты обеих палат парламента.
Финансовые
законопроекты подлежат рассмотрению в комитете всей палаты.
4. Стадия доклада. Комитет уведомляет
палату о завершении рассмотрения билля. Минимум через 48 ч после такого
уведомления палата начинает рассматривать законопроект постатейно, обсуждает
сделанные комитетом поправки и решает, должны ли отдельные статьи билля быть
приняты в прежнем виде, с поправками комитета или изменениями, которые могут
быть внесены на стадии доклада.
За 24 ч до
начала рассмотрения билля с поправками комитета депутаты делают уведомление об
их намерении поставить на обсуждение какие-либо поправки в дополнение к тем,
которые внес комитет. Спикер палаты самостоятельно решает вопрос о том, какие
поправки депутатов и в какой последовательности ставить на обсуждение. До 1968
г. дебатов по поправкам на данной стадии не проводилось.
5. Третье чтение. Как правило, оно имеет
место сразу после окончания стадии доклада. Это достаточно формальная стадия
обсуждения законопроекта, поскольку во время дебатов палата связана уже
принятыми положениями билля. На стадии третьего чтения могут предлагаться
поправки, не затрагивающие существа законопроекта. Иногда оппозиция использует
третье чтение как последнюю попытку провалить правительственный законопроект
или еще раз сформулировать причины своего несогласия с одобряемым биллем.
После
прохождения трех чтений законопроект считается принятым палатой общин.
6. Преодоление разногласий с сенатом. После
принятия билля палатой общин клерк относит его в сенат, где он проходит те же
стадии. В случае, если сенаторы вносят в законопроект поправки, он вновь
поступает на рассмотрение палаты. Если возникают существенные расхождения в
двух вариантах билля, может созываться конференция с участием депутатов палаты
общин и сенаторов. Эта конференция фактически является временным
согласительным комитетом.
После
преодоления разногласий и окончательного одобрения законопроекта обеими
палатами он передается генерал-губернатору Канады; последний дает “королевскую
санкцию”, то есть утверждает билль, который становится законом и именуется
“Актом парламента”. Если иное не оговорено, он вступает в силу с момента
утверждения его генерал-губернатором, который имеет чисто формальное право
отказать в утверждении билля, то есть наложить вето, однако на практике это
право не использовалось английскими монархами (и их представителями — генерал-губернаторами)
с начала XVIII в.
Частные
законопроекты проходят те же стадии, хотя их обсуждение сопряжено с некоторыми
процедурными особенностями. Они первоначально вносятся на рассмотрение сената,
их подробно обсуждают в комитетах (в первую очередь в сенатских) с приглашением
представителей заинтересованных сторон. Лицо или компания, заинтересованные в
принятии такого билля, должны уплачивать особую пошлину при их внесении и на
каждой стадии прохождения. В зависимости от стадии пошлина составляет 100— 800
долл. В палате общин частные законопроекты, как правило, не вызывают особого
интереса, поэтому дебаты практически не проводятся.
Рассмотрение
финансовых законопроектов в палате общин имеет ряд процедурных особенностей.
Согласно Конституции, финансовые билли могут вноситься первоначально только на
рассмотрение палаты общин. Предварительно эти законопроекты детально
прорабатываются кабинетом, получают формальное одобрение генерал-губернатора и
в виде послания генерал-губернатора направляются в палату общин в начале сессии
парламента, где незамедлительно передаются в соответствующие постоянные
комитеты.
Указанная
процедура означает, что право законодательной инициативы по финансовым
вопросам принадлежит только правительству.
Финансовые
законопроекты рассматриваются не в обычном заседании палаты общин, а в
заседании в виде комитета всей палаты.
Для принятия
финансового законопроекта необходимо получить согласие правительства в виде
рекомендации.
Ежегодно
палата общин рассматривает законопроект о бюджете. Правительство разрабатывает
проекты смет основных и дополнительных расходов по отдельным ведомствам и
программам, а также проект предложения “об изыскании путей и средств”, то есть
источников финансирования. Финансовые предложения правительства вызывают
оживленные дебаты в палате общин. При этом правила процедуры не исключают
возможности того, что палата может рассматривать финансовые билли, и не
преобразуя себя в комитет всей палаты.
В 1968 г.
палата общин упростила процедуру рассмотрения финансовых законопроектов,
упразднив “комитет субсидий” и “комитет по изысканию путей и средств”. Оба эти
комитета представляли собой разновидности комитета всей палаты, имевшие
особенности в процедуре рассмотрения финансовых биллей. Смысл реформы состоял
в усилении роли постоянных комитетов, рассматривающих отдельные статьи и группы
статей проекта бюджета, что облегчает работу самой палаты (в том числе в форме
комитета всей палаты) и сокращает время прохождения финансовых биллей в среднем
на 10—15 дней в течение каждой сессии.
Порядок работы
палаты общин отводит 25 дней на каждой сессии для внесения предложений
депутатами от оппозиции. Они имеют
право также внести не более шести предложений, содержащих вопрос о доверии
правительству в связи с рассмотрением финансовых законопроектов.
Контроль за
расходованием выделенных по отдельным статьям средств возлагается на особое
должностное лицо канадского парламента — генерального аудитора (ревизора),
который представляет ежегодные доклады в постоянный комитет по государственным
расходам. Вопросы, связанные с должным расходованием средств, могут стать
предметом рассмотрения на заседаниях самой палаты общин.
|