On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Контроль над правительством

Регламент палаты общин предусматривает следующие формы контроля над правительством: вопросы депутатов ми­нистрам; дебаты по тронной речи; предложения депутатов; назначение следственных комитетов; проверка актов делеги­рованного законодательства и правильности назначений на государственные должности.

Вопросы депутатов министрам — наиболее часто при­меняемая процедура. Они одновременно являются формой контроля и средством получения информации от правитель­ства.

Согласно регламенту, ежедневно может выделяться до 40 мин для ответов министров на поставленные депутатами вопросы. Для того чтобы обратиться к министру, парламен­тарий должен за 48 ч до выделенного для ответов времени дать уведомление о своем намерении задать вопрос. При этом он вносит свой вопрос в “порядок дня” палаты общин. Если вопрос помечен звездочкой, министр должен дать уст­ный ответ, если нет — представить клерку палаты текст сво­его ответа. Если министр утверждает, что поставленный воп­рос требует обстоятельного ответа, который невозможно дать в отведенное время, то при согласии палаты он может пред­ставить письменный ответ.

Формально каждый депутат имеет право ежедневно за­давать министрам три вопроса. Если время, отведенное на ответы, истекает, то соответствующий министр должен дать ответ на следующий день. В случае, если депутат не удовлетворен ответом министра, он может уведомить пала­ту о том, что намерен поставить вопрос министру в один из дней, когда по регламенту за 30 мин до объявления перерыва выделяется дополнительное время для ответов на вопросы.

Спикер палаты может снять “недопустимый” вопрос де­путата (например, требование предоставить секретные дан­ные либо уже доступную информацию).

Со своей стороны любой министр может отказаться от­ветить на вопрос депутата без указания мотивов. Такое случается достаточно редко, так как подобные действия министра могут нанести ущерб его престижу как члену кабинета.

Согласно традиции, во время ответов на вопросы депута­тов должны присутствовать все или почти все министры или их парламентские секретари. Неоднократное отсутствие того или иного министра может вызвать недовольство парламен­тариев и общественности, наблюдающей за работой палаты общин по телевидению.

Вопросы депутатов и ответы министров (устные и пись­менные) публикуются в ежедневных официальных отчетах о работе палаты общин.

Дебаты по тронной речи. Тронная речь, с которой вы­ступает от имени английской королевы генерал-губернатор Канады, представляет собой подготовленный правительством доклад. В нем излагается программа правительства на пред­стоящий год. Согласно регламенту палаты общин, дебаты по тронной речи не должны занимать более восьми дней.

Дебаты по существу являются обсуждением предложения правительства одобрить положения тронной речи. Члены оп­позиции обычно вносят поправки к тронной речи, которые рассматриваются в установленные дни в пределах восьми­дневного периода. Указанные дебаты дают возможность оп­позиции подвергнуть критике правительственную программу в целом. Принятие поправок весьма затруднено, поскольку для их одобрения требуется поддержка депутатов от правя­щей партии, которые в силу партийной дисциплины поддер­живают правительственный курс.

За 30 мин до окончания восьмого дня дебатов по тронной речи спикер объявляет об их прекращении и ставит на голо­сование предложение правительства, которое обычно одобря­ется большинством голосов членов палаты общин.

Предложения депутатов представляют собой форму пар­ламентской процедуры, посредством которой депутат может поставить на обсуждение палаты общин какой-либо вопрос, предлагая его рассмотреть и вынести свое решение. Если предложение отдельного депутата будет принято при голосо­вании, оно становится решением всей палаты. Внесение предложений депутатами рассматривается как форма конт­роля над правительством, поскольку открывает возможность обсуждения правительственной политики.

Член палаты общин, желающий внести предложение, должен заранее уведомить о своем намерении палату и найти второго депутата, который поддерживает его предло­жение. Предложение в письменном виде подается спикеру, который зачитывает его депутатам. Вопрос о рассмотрении предложения решается самой палатой, а фактически — правительственным большинством. На практике предложе­ния вносятся просто с целью критики правительства и ча­сто вообще не обсуждаются, так как против этого возража­ет большинство. Депутат обычно забирает свое предложе­ние назад.

Регламент палаты общин предусматривает, кроме того, право депутатов вносить предложение с целью срочного об­суждения вопроса, имеющего важное значение. Такое пред­ложение подлежит обсуждению в тот же день. Однако ис­пользование этого права сопряжено с рядом процедурных требований и условий. Необходимо, чтобы спикер палаты признал, что данный вопрос является важным и требующим срочного рассмотрения. Решение спикера является окончательным и не подлежит обсуждению. Кроме того, депутат должен иметь разрешение палаты на внесение такого пред­ложения. Разрешение считается полученным, если предло­жение поддерживают не менее 20 членов палаты. При со­блюдении указанных условий палата начинает обсуждение предложения депутата.

Особое значение имеют предложения депутатов, в кото­рых фактически ставится вопрос о доверии правительству. Внося подобные предложения, депутаты от оппозиции стремятся в ходе их обсуждения подвергнуть острой крити­ке правительственный курс, особенно в финансовой обла­сти. При этом регламент палаты общин не определяет по­нятия “вотум недоверия” и ничего не говорит о правовых последствиях выражения недоверия правительству палатой. В 1968 г. правительственный проект бюджета не был одоб­рен палатой общин, однако тогдашний кабинет во главе с Л.Пирсоном внес на рассмотрение парламентариев предло­жение не считать отклонение бюджетного билля выраже­нием недоверия правительству, и оно было поддержано большинством депутатов.

Следственные комитеты являются разновидностью спе­циальных комитетов и проверяют деятельность отдельных правительственных департаментов. Доклады следственных комитетов могут стать предметом рассмотрения палатой об­щин.

Проверка актов делегированного законодательства и правильности назначений, на государственные должности. Объединенный комитет по проверке актов делегированного законодательства имеет право рекомендовать соответствую­щим министерствам и другим правительственным ведомст­вам отменять акты делегированного законодательства, из­данные с превышением полномочий или нарушением проце­дуры.

С недавнего времени постоянные комитеты палаты общин получили право оценивать правильность и обоснованность назначения на должности в федеральном государственном аппарате (за исключением судов) и давать заключения, ко­торые, впрочем, не являются обязательными для правитель­ства.

Особое место занимает контроль над финансами, кото­рый состоит в контроле над расходованием правительством уже утвержденных парламентом финансовых средств.

Назад       Главная       Вперёд