On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Интернациональный характер всеобщности защиты сбалансированного мира

Всесторонность защиты равновесного баланса сил обосновывается тем, что политика борьбы за равновесный баланс сил включает, во-первых, антимилитаристскую (антивоенную) борьбу; во-вторых, борьбу за всестороннее сотрудничество между странами. Наиболее важными формами всесторонности защиты баланса сил выступают политическая, экономическая, культурная, научно-техническая.

Ведущую роль здесь играет политическая форма. В наше время она реализуется в создании всеобъемлющей системы международной безопасности; поэтапном сокращении ядерного оружия и исключении его распространения по планете; сокращении обычных вооружений и войск в различных регионах мира ; реализации в практике международных отношений принципов мирного сосуществования государств; принятии оборонительных военных доктрин; повышении международно-правовой роли ООН и ее комитетов в стабилизации межгосударственных отношений.

В конце XX столетия к невоенным формам защиты равновесного балансирования сил (политической, экономической, культурной и т. д.) примыкает военная, которая, хотя и не является желательной для человечества из-за своих последствий (разрушение городов и других населенных пунктов, гибель гражданского населения, отрицательные экологические последствия и т.д.), находит свое практическое применение. К военной форме всеобщности защиты сбалансированности сил в мире вынуждены прибегать государства с согласия ООН (например, действия ряда западных стран под флагом ООН против реакционного режима в Ираке, миротворческих сил ООН против эскалации войны в Югославии и т. п.).

Всеобщность защиты сбалансированности сил в мире обосновывается тем, что для развязывания войны достаточно действий одного субъекта международных отношений в качестве агрессора, а для ее предотвращения необходима широкомасштабная деятельность всех или многих субъектов политики. Такая тенденция свидетельствует об интернациональном характере всеобщности защиты сбалансированного мира.

К традиционным субъектам борьбы за всеобщий баланс сил (ООН и ее комитетам, государствам и их различным учреждениям) активно присоединяются и нетрадиционные. Это - объединения ученых, молодежные, женские международные организации, союзы представителей культуры, неправительственные организации. Заметное воздействие на всесторонность защитыыбаланса сил оказывают различные религиозные конфессии. Степень развития всеобщности баланса сил определяется в значительной мере активностью и последовательностью участия в его судьбе народных масс. На протяжении длительной истории человечества они по существу были отстранены от решения этого важного вопроса.

Ныне в действиях государств по укреплению баланса сил особое значение приобретает сотрудничество между Россией и США.

В политической области меры сотрудничества могут быть реализованы через согласование между Россией и США их военно-политических и стратегических концепций, которые регламентируют цели и задачи военной политики, а также необходимые для их достижения средства, ресурсы и методы действия. Это имеет жизненно важное значение в деле политической стабильности на планете и в ее различных регионах, в блокировании агрессивных сил. Находя правовое отражение и закрепление в конституциях государств, правительственных заявлениях, декларациях, директивных документах, военно-политические и стратегические концепции определяют в конечном счете характер, содержание и направленность военно-стратегиччской деятельности. Поэтапное согласование военно-политических и стратегических концепций создает благоприятные предпосылки для формирования и утверждения на международной арене действительно оборонительных начал военных доктрин государств.

Первые весьма обнадеживающие шаги за последнее время в этом направлении (прежде всего в области ядерных средств) осуществлены либо реализуются Россией и США. Прогнозируя возможные позитивные усилия различных стран в области сопоставления доктрин, можно проецировать в каччстве их результата переход к военным доктринам нового типа. Если прежде военные доктрины представляли собой концепции государств (их коалиций), направленные на подготовку или ведение войны, то, отражая современные процессы, они должны быть лишь доктринами предотвращения войны.

В планово-аналитической области меры сотрудничества направлены на постановку в теоретическом плане и практическую реализацию вопроса о балансе военных концепций и доктрин. Полагаем, что в настоящее время следует активнее находить поля совмещения (координации) деятельности аналитических институтов министерств обороны в исследовании, оценке и прогнозировании военно-политической обстановки на планете, в ее различных регионах.

Важно также согласовывать между государствами меры по распространению принципа оборонительной направленности доктрин на военно-плановую деятельность. Имеется в виду разработка планов обороны, строительства вооруженных сил, развития приоритетных военно-технических программ. В этой области уже достигнуты некоторые результаты, например: прямая телефонная связь между главами государств России и США, центры по уменьшению ядерной опасности в Москве и Вашингтоне, заблаговременное оповещение о проводимых учениях, соглашение об инцидентах в открытом море и др. Развиваются элементы открытости в планировании военной деятельности (вводятся непосредственный контроль и взаимные проверки маневров, специальных полигонов и объектов, публикуются годовые планы военной деятельности и военные бюджеты,, ведется их сопоставление).

Элементы открытости и доверия распространяются на военные секторы экономики и науки. Так, Россия провозгласила и приступила к реализации плана конверсии оборонных предприятий.*

Определенные меры в области конверсии приняты и в США. Характерна в этом плане деятельность аэрокосмического концерна «Грумман», который долгие годы считался лидером в поставках продукции для морской авиации США. Его конверсия связана с созданием грузовиков для гражданских нужд, разработкой современных образцов технологии телефонной связи, сотрудничеством с Россией в области космических исследований.

В гуманитарной области меры сотрудничества концентрируются на либерализации политических отношений между государствами и их армиями. Ее реализация создает прочные основы для очищения международных отношений от стереотипов «образа врага», мешающих развитию взаимопонимания между народами и их вооруженными силами, для расширения контактов между армиями (России и США) через многообразные программы, развития связей по вопросам обмена информацией в области современной военной политики, обучения и воспитания воинов, военной истории и др., распространения объективной информации по проблемам состояния и тенденций развития политических отношений.

Нельзя недооценивать роль политологов, философов и социологов в таком партнерстве и сотрудничестве. Проведение учеными различных стран совместных «круглых столов», симпозиумов, двух- и многосторонних конференций, на которых обсуждаются военно-доктринальные концепции, изменения военно-политических структур, осуществляется поиск эффективных совместных путей решения экологических проблем, критериев национальной и всеобщей безопасности, несомненно, служит укреплению доверия между государствами.

Делу сближения народов и армий различных стран служит культурный обмен. Так, в России и ее армии активно идет процесс знакомства с творчеством зарубежных писателей (М. Фриш, Ф. Кафка, Дж. Апдайк, Д. Чивер, Т. Вульф, Ф. Саган, С. Беккет, У. Голдинг, Дж. Микласки, К. Уокер, Дж. Гарнер),а также с кинофильмами таких деятелей кино, как Л. Бонди, Д. Хьюстон, X. Эшби, М. Скорсезе, М. Ритт, Р. Джеффе, Б. Бертолуччи, С. Спилберг, М. Форман и др.), расширяются контакты между учреждениями культуры министерства обороны России и некоторыми аналогичными институтами США и их союзников. Так, делегация специалистов военных музеев России ознакомилась с научно-исследовательской работой музеев военно-морских сил, морской пехоты, армии и авиации США. В свою очередь американские специалисты изучают работу Музея Вооруженных Сил России, Военно-морского музея, Музея Великой Отечественной войны, Студии военных художников им. М. Б. Грекова и др.

Вместе с тем и западные читатели и зрители проявляют все больший интерес к сложным процессам развития российского общества, его армии, познанию его прошлого и настоящего.

В правовой области меры сотрудничества различных государств направляются на заключение международно-правовых соглашений с последующим императивным соблюдением соответствующих юридических норм и принципов.

Важной нормой международного права выступает запрещение использования окружающей среды, в том числе и космического пространства, в качестве средства веденияявойны. Так, в Женеве (1977) была подписана Конвенция «О запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду», котораяяне допускает применения никаких средств, направленных на изменение динамики, состава, структуры Земли или космического пространства. Известно, что наша страна предпринимает активные усилия для того, чтобы запретить использование космоса в военных целях. Однако в США до сих пор имеются сторонники программы СОИ.

Укреплению сотрудничества между государствами планеты служит принцип гуманизма, отвечающий общечеловеческим ценностям. Его содержание реализуется в недопущении расползания ядерного оружия, в объединении усилий государств для принятия соответствующих мер в случае реальной угрозы со стороны агрессора (например, санкции ООН в отношении Ирака, совершившего агрессию против Кувейта).

Принцип гуманизма в процессе вооруженной борьбы реализуется в поведении воинов по отношению к противоположной воюющей стороне. История Великой Отечественной войны, например, свидетельствует, что действия наших воинов на территории Румынии, воевавшей на стороне фашистской Германии, были примером строгого соблюдения принципа гуманизма. Так, накануне наступления Советской Армии в Румынии, 10 апреля 1944 г., ГКО принял постановление, в котором определялась практическая линия поведения наших войск на румынской территории. Постановление обязывало наступающую армию сохранять все существующие румынские органы власти, всю систему административного, экономического и политического устройства, бережно относиться к наследию прошлого, уважать религиозные обычаи народов.

Важным принципом международного права выступает принцип разграничения военных и гражданских объектов в вооруженных конфликтах. Еще петербургская декларация (1869) утверждала: «Единственная законная цель, которую должно иметь государство во время войны, состоит в ослаблении сил неприятеля».

Реализация этого принципа приобретает особое значение в отношении памятников национальной и мировой культуры. Известна, например, операция Советской Армии по освобождению Кракова в годы Второй мировой войны. «Как, скажем, оценивать, - писал С. М. Штеменко, - спасение культурных богатств польского народа, сосредоточенных в Кракове: ведь советские войска освобождали город, намеренно не проводя артиллерийской подготовки, чтобы не разрушить архитектурные и другие памятники древней столицы Польши, 1-й Украинский фронт Маршала Советского Союза И. Конева получил категорический приказ сохранить Силезский промышленный район для польского государства».

Наши воины выполнили боевую задачу, передав по назначению работающие заводы. Благодаря этому не пострадали замечательные архитектурные памятники Кракова, в том числе имеющий мировую известность замок Вавель, единственное в своем роде древнее здание цеха суконщиков - Сукеннице, Мариацкий костел с его скульптурными работами Ствошаи ,Краковский университет, основанный в 1364 г.

Современные вооруженные конфликты нередко свидетельствуют о нарушении принципа разграничения военных и гражданских объектов. Например, в ходе войны в Чечне федеральными войсками была уничтожена картинная галерея, разрушены ряд исторических памятников, а также архитектурных сооружений. В процессе балканского конфликта нанесение с санкции ООН бомбовых ударов США по территории Сербии только в сентябре 1995 г. привело к уничтожению нескольких десятков мирных граждан, жилых домов, памятников истории и др.

Естественно, что вооруженные действия подобного характера, ведущие к гибели мирных жителей, уничтожению гражданских объектов, среды обитания людей, не могут иметь оправдания, даже если они и ведутся во имя мира , разрешения кризисной военно-политической обстановки в регионе.

Проблема выживания человечества настоятельно требует сегодня создания глобального и устойчивого, справедливого и демократического, демилитаризованного и ненасильственного мира. Такой мир, развивающийся по своим специфическим законам, способен устранить угрозу войны, создать условия для равноправных отношений между народами и государствами.

Только в условиях такого баланса сил могут быть успешно решены многие глобальные проблемы, обострившиеся на рубеже нового, XXI столетия. К их числу следует в первую очередь отнести современные экологические и демографические проблемы, борьбу с болезнями, бедностью, экономической отсталостью многих стран и народов.

Недопущение новой гонки вооружений, существенное сокращение государствами гигантских военных расходов дадут необходимые ресурсы для обеспечения устойчивого и безопасного развития всех народов и стран.

Назад       Главная       Вперёд