Таким образом, И.С. Пересветов в
своих представлениях близок к модели
сословно-представительной монархии,
продолжая в политической теории линию,
намеченную Максимом Греком, Зиновием
Отенским и Федором Карповым. Обладая редким
даром политической провиденции и опираясь
в своем анализе на достижения науки,
которыми располагала его эпоха, он сумел
разработать доктрину, явившуюся новой
ступенью в истории развития политико-правовой
мысли. В современной историографии
Пересветова справедливо сближают с
западными мыслителями эпохи Возрождения.
Следует также отметить, что в
течение ближайших пятидесяти лет
практически все предложения И. С.
Пересветова получили свою реализацию.
Наместничество было отменено и заменено
сословным самоуправлением (Земские и
губные реформы 1540-1550 гг.); армия
реформирована (Приказ 1551 г. и Уложение о
службе 1556 г.), принят новый Судебник (Царский
судебник 1550 г.).
Реформаторская мысль была шире и
глубже, нежели те реформы, которыми она
осуществлялась, но, как правило, это явление
обычное в истории реформаторства.
Пересветов тем не менее проявил себя
исключительно дальновидным и мудрым
политическим мыслителем, сумевшим
предвидеть пути дальнейшего развития
русской государственности.
|