On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

12. Принцип участия граждан в осуществлении правосудия

Участие граждан в осуществлении правосудия реализуется на практике в различных формах. Предпочтительным представляется в первую группу выде­лить формы участия граждан (представителей народа) непосредственно в осуще­ствлении правосудия. Ко второй группе следует отнести опосредованные формы участия граждан в деятельности по осуществлению правосудия (и судопроизвод­ства).

Исходной правовой базой для непосредственного участия граждан в от­правлении правосудия являются ч. 5 ст. 32 Конституции Российской Федерации, ст. 10-12, 24,69-75,80-87 Закона о судоустройстве РСФСР.

Конституция (ч. 5 ст. 32) устанавливает: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». Закон о судоустройстве, российские УПК и ГПК конкретизируют это общее положение. На основе ука­занных нормативных актов можно сделать вывод, что такое участие осуществля­ется в судах общей юрисдикции (в том числе и военных судах) при осуществле­нии правосудия по уголовным и гражданским делам в случаях, предусмотренных УПК и ГПК. При этом присяжные заседатели участвуют лишь по уголовным делам, притом на уровне областных и им соответствующих судов.

Народные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи. Они, как и профессиональные судьи, независимы и подчи­няются только Конституции Российской Федерации и закону. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам народные заседатели поста­новляют совместно с профессиональным судьей в условиях соблюдения тайны совещания. Все вопросы (включая вопросы вины, ответственности и наказания) решаются простым большинством голосов, причем председательствующий (профессиональный судья) подаст свой голос последним.

Избираются народные заседатели районных (городских) народных судов на собраниях граждан по месту работы или жительства открытым голосованием сроком на два с половиной года.

Присяжные заседатели (в отличие от народных заседателей), не имеют равных и одинаковых прав с судьей при отправлении правосудия. В суде присяжных разделены полномочия в решении вопросов уголовного дела между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательст­вующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т. е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого (ст. 454 УПК). Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отве­чает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения (ст. 448, 454 УПК). Судья же в суде присяжных выносит приговор (обвинительный или оправдательный). При наличии обвинительного вердикта присяжных судья выносит обвинительный приговор с назначением или без на­значения наказания. Не во всех случаях обвинительный вердикт влечет обяза­тельно вынесение обвинительного приговора (ч. 5 ст. 459, п. 5 ч. 1 ст. 461 УПК). Однако при всех условиях вопросы наказания судья решает единолично.

В отличие от народных заседателей присяжные не избираются. Коллегия присяжных заседателей, рассматривающих дело в суде, образуется путем жеребь­евки в составе двенадцати комплектных присяжных заседателей и двух запасных (ст. 440 УПК).

К опосредованным формам участия граждан в деятельности по осуществ­лению и обеспечению правосудия следует отнести все другие допущенные зако­ном разновидности и способы их (граждан) участия, кроме непосредственного отправления правосудия (в качестве народных и присяжных заседателей).

Принцип участия граждан (населения, общественности) закреплен во мно­гих статьях Уголовно-процессуального кодекса. В частности: а) ст. 250 преду­сматривает участие в судебном разбирательстве общественных обвинителей и общественных защитников; б) ст. 108 рассматривает в качестве повода к возбуж­дению уголовного дела заявления и письма граждан; в) ст. 7-10, 234, 259 допус­кают возможность прекращения уголовного дела или отказ в его возбуждении в связи с применением мер общественного воздействия; г) ст. 89, 94-95 допускают личное и общественное поручительство в качестве мер пресечения; д) ст. 128 пре­дусматривает широкое использование органами расследования помощи общест­венности в расследовании преступлений; е) ст. 363, 364, 369, 370 предусматри­вают решение некоторых вопросов исполнения приговора по ходатайствам об­щественных организаций и коллективов трудящихся; ж) ст. 135 регламентирует участие граждан в качестве понятых для удостоверения факта, содержания и ре­зультатов следственных действий.

Действующий уголовно-процессуальный кодекс допускает при осуществле­нии правосудия участие в судопроизводстве граждан в качестве защитника под­судимого (ч. 5 ст. 47). Наконец, нельзя не назвать такого массового участия гра­ждан в судопроизводстве, как дача показаний в качестве свидетелей.

Назад       Главная       Вперёд