Впервые в нашей стране именно в
Конституции получила полное нормативное
воплощение идея охраны чести и достоинства
личности (ст. 21, 23, 24). Во-первых, Конституция
установила, что достоинство личности
охраняется государством, при этом в ст. 21
специально подчеркнуто: «Никто не должен
подвергаться пыткам, насилию, другому
жестокому и унижающему человеческое
достоинство обращению или наказанию». Во-вторых,
на конституционном уровне сформулировано
соответствующее международным стандартам
положение о праве каждого на
неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей жизни и
доброго имени. Конституция не ограничилась
констатацией права каждого человека на
тайну переписки, телефонных переговоров,
почтовых и телеграфных сообщений. Она
подчеркнула, что ограничение этого права
допускается только на основании судебного
решения (ст. 23). В-третьих, Конституцией
установлено, что сбор, хранение,
использование и распространение
информации о частной жизни лица без его
согласия не допускаются (ст. 24).
Необходимо подчеркнуть, что
перечисленные конституционные положения
имеют отношение к судопроизводству и
осуществлению правосудия по уголовным
делам и гражданским делам, входят в предмет
деятельности судебной власти. Но их
значение выходит за пределы
судопроизводства и деятельности суда.
Следует отметить, что в
действующем законе и до принятия
Конституции 1993 г. были некоторые нормы,
направленные на защиту чести и достоинства
личности. Например, в УПК издавна
существуют правила: о возбуждении и
дальнейшем движении производства по
уголовному делу с учетом воли потерпевшего
(ст. 27 УПК); о запрещении унижать честь и
достоинство граждан при проведении
освидетельствования (ст. 181 УПК) и
следственного эксперимента (ст. 183 УПК). Для
предотвращения разглашения сведений об
интимных сторонах жизни участвующих в
деле лиц закон допускает проведение
закрытых заседаний суда (ч. 2 ст. 18 УПК), а
также считает допустимым ограничение
гласности при проведении предварительного
расследования (ст. 139 УПК). Действующий УПК
также наделяет следователя правом при
проведении следственных действий
предупреждать участвующих в них лиц о
недопустимости без его согласия разглашения
данных предварительного следствия. УПК
возлагает на следователя обязанность
принимать меры, чтобы не получили оглашения
выявленные при обыске и выемке
обстоятельства интимной жизни лиц, в
помещениях, принадлежащих которым, были
проведены соответствующие действия (ч. 5 ст.
170).
Эти и другие положения в
настоящее время подлежат применению в ходе
производства по уголовным делам с учетом
норм действующей Конституции России. На
строгое соблюдение требований основного
закона Пленум Верховного Суда РФ обратил
внимание судов в связи с тем, что на них
Конституцией возложено исключительное
право разрешать на предварительном следствии
и дознании ограничения прав граждан на
тайну переписки, телефонных, телеграфных и
иных сообщений.
|