Независимость судей - важнейший
принцип правосудия. Не случайно поэтому он
получил отражение в законах о судах (ст. 12
Закона о судоустройстве; ст. 6 Закона об
арбитражном суде; ст. 5, 13 Закона о
Конституционном Суде), в процессуальных
кодексах (ст. 16 УПК, ст. 7 ГПК, ст. 5 АПК); Законе
о статусе судей (ст. 1, 9, 10). Особо необходимо
отметить ст. 120 Конституции РФ, в которой
выражена суть принципа независимости судей:
«Судьи независимы и подчиняются только
Конституции Российской Федерации и
федеральному закону». Корректируя в связи с
принятием Конституции РФ Закон о статусе
судей, законодатель подчеркнул в ст. 1 п. 4
этого закона: «Судьи независимы и
подчиняются только Конституции Российской
Федерации и закону. В своей деятельности по
осуществлению правосудия они никому не
подотчетны».
Значение данного принципа
правосудия состоит в создании для судей
таких условий осуществления их
деятельности, при которых они могли бы
рассматривать дела и принимать по ним
решения на основе Конституции и других федеральных
законов, руководствуясь исключительно
своим внутренним убеждением. Такая
обстановка может быть обеспеченной, если
суд огражден от какого-либо воздействия,
давления на него со стороны. Только в этом
случае может быть реальной
самостоятельность судебной власти при
осуществлении правосудия, о которой со всей
определенностью упоминает ст. 10
Конституции РФ.
Независимость судей является
непременным условием отправления правосудия.
Независимость - это исключение любого
воздействия на судей со стороны других лиц
и организаций при рассмотрении судом
конкретных дел. При рассмотрении дел суд
не связан мнением участников процесса. В
каждом случае, принимая решение, суд
руководствуется законом, правосознанием,
своим внутренним убеждением, основанным
на рассмотрении всех обстоятельств дела в
совокупности.
В числе средств обеспечения
независимости судей Закон о статусе судей
указывает: а) наличие особой процедуры
осуществления правосудия; б) установление
под угрозой ответственности запрета на
вмешательство кого бы то ни было в
деятельность по осуществлению правосудия;
в) установление порядка приостановления и
прекращения полномочий судьи; г) право
судьи на отставку; д) неприкосновенность
судьи; е) систему органов судейского
сообщества; ж) предоставление судье за
счет государства материального и
социального обеспечения,
соответствующего его высокому статусу; з)
наличие особой защиты государством не
только судьи, но и членов его семьи, а также
имущества.
К числу гарантий, кроме
перечисленных, следовало бы, на наш взгляд,
отнести специальный порядок назначения
судей и их несменяемость (п. «е» ст. 83, п. «ж»
ст. 102,ч. 1 ст. 121 Конституции РФ; ст. 11 Закона о
статусе судей).
Созданием условий, исключающих
угрозу независимости извне, поставленная
проблема не решается в полной мере. Конечно,
существует проблема ограждения суда от
влияния со стороны, от посторонних лиц. Но
существует опасность влияния или давления
на судей со стороны председательствующего
или других судей, входящих в судейскую
коллегию. Вот почему закон, в особенности
при рассмотрении уголовных дел, призван
процессуальными средствами решить эту
двуединую проблему. В этих целях УПК, в
частности, предусматривает постановление
приговора в специальном помещении -
совещательной комнате. Во время совещания
судей в совещательной комнате могут
находиться лишь судьи, входящие в
состав суда по данному делу; присутствие
иных лиц не допускается (ч. 1 ст. 302 УПК). При
этом в ходе совещания судей
председательствующий (в коллегии присяжных
- старшина) подает свой голос последним (ст.
306, 453 УПК).
Правило о тайне совещания
относится как к профессиональным судьям,
так и к народным и присяжным заседателям (ст.
302, 306, 452, 453 УПК, ст. 11 Закона о судоустройстве
РСФСР).
Ограждение суда от проникновения
влияния извне еще не решает, как было
отмечено, проблемы обеспечения тайны
совещания судей. Поэтому закон запрещает
судьям разглашать суждения, имевшие место
во время совещания (ч. 2 ст. 302 УПК).
Соблюдение этих требований обеспечивается
тем, что нарушение тайны совещания судей
признано обстоятельством, влекущим
обязательную отмену приговора (ст. 345 УПК).
Закрепление в законе принципа
независимости судей служит осуществлению
судами законности, объективному и
беспристрастному выполнению задач
правосудия.
|