On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Правомерное поведение и правонарушение: грани отличия

Поведение является важнейшей социальной характеристикой личности. В зависимости от формы выражения оно может быть вербальным (словесным), складывающимся из различных высказываний, суждений и оценок, которые дают представление о внутреннем состоянии индивида, и реальным (практическим), которое заключает в себе определенные действия людей.

На основании сопоставления этих действий с представлениями о должном и неправильном, которые зафиксированы в моральных правилах, эстетических канонах, в иных социальных предписаниях, человеческое поведение расценивается обществом положительно, если оно не противоречит общепринятым эталонам поступков, а человек руководствуется ими в своей повседневной жизни. В то же время поведение людей, не совпадающее с нормами, нарушающее общественные правила, квалифицируется как отклоняющееся и антиобщественное.

Принципиальным фактором, определяющим место личности в обществе, является ее отношение к праву, социально-правовой действительности. О характере действий человека в сфере правового регулирования можно судить, исходя из оценок, зафиксированных в юридических нормах. Такими правовыми действиями лица являются поступки - правомерные или противоправные. Все остальные действия могут быть причислены к юридически безразличным (индифферентным по отношению к праву), то есть не отнесенным к категории действий, нуждающихся в каком-либо правовом опосредовании.

Традиционно внимание юристов концентрировалось главным образом на проблемах, связанных с неправомерными действиями лиц, на проступках и преступлениях. Конечно же, противоправные деяния, как социально вредная и опасная разновидность антиобщественного поведения, выступают решающим фактором в определении степени ответственности личности за свои поступки. Однако коренные различия, лежащие в основе двух форм правового поведения (в отношении к правовым предписаниям, по правовым последствиям каждой из них, юридической оформленности, специфике и масштабу практического проявления, неадекватности формирования и социальной оценке), требуют специального рассмотрения как противоправного, так и правомерного поведения.

Закрепленное в юридических нормах право личности на свободу выбора того или иного поступка представляет собой решение по своему усмотрению вопроса "как поступать?". Здесь вступают в силу внутренние регуляторы поведения, связанные как с осознанием возможного принуждения со стороны государственных органов, так и с нравственно-этическим миром личности, закрепленным в ее сознании определенным уровнем общей культуры поведения, а также правовых традиций общества.

Таким образом, правомерное поведение можно определить как обусловленную культурно-нравственными воззрениями н жизненным опытом человека деятельность в сфере социального действия права, основанную на сознательном выполнении его целей и требований.

Поведение человека всегда является сознательным волевым проявлением, тем самым отличаясь от иных действий, которые носят, например, инстинктивный либо рефлекторный характер. Подвергаясь воздействию со стороны права, человек соотносит с ним свои поступки и может соответственно выполнять его предписания либо действовать в их нарушение. Конкретные поступки в рамках закона основываются на различной степени активности. Правовая норма предписывает в определенных ситуациях как воздерживаться от каких-либо действий (соблюдать правовые требования), так и совершать действия (исполнять указания норм права). В его положениях также могут содержаться указания, которые дают субъекту права возможность выбора того или иного действия (то есть использовать правовые нормы по своему усмотрению). Они уполномочивают человека самому принимать решения, на основании которых могут возникать соответствующие права и обязанности.

Правомерное поведение - неоднородно в своем содержании и требует в каждом конкретном проявлении различную степень самостоятельности личности, ее инициативных действий. При соблюдении норм права фиксируется минимальная активность, поскольку субъектам следует лишь воздерживаться от определенных действий. Иные формы правомерного поведения закономерно требуют большей степени интенсивности человеческой деятельности. Наиболее полно проявляется личность при широком использовании норм права в своей жизни, основанном на сформировавшемся правосознании, на ее инициативе и усмотрении, убежденности в необходимости, полезности и социальном назначении права в обществе.

Правомерное поведение представляет собой социально полезную деятельность, направленную на удовлетворение государственных и правовых, общественных и личных интересов, ценностей и целей. Оно является особой ценностью для права именно потому, что сам "человек, его права и свободы являются высшей ценностью" (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Потому обоснованно можно представить правомерное поведение как правовую ценность, тогда как противоправное поведение - правовая антиценность. Действительно, только первое желательно для общества, приносит экономическую и иную пользу, способствует всестороннему развитию личности.

Основные черты правомерного поведения, определяющие его социальную ценность: общественная полезность и массовость, добровольность и сознательность, убежденность и ответственность личности в своих действиях, ее активность в выполнении обусловленных правом действий.

Правомерное поведение всегда рассматривалось как самое массовое общественное явление, оно свойственно подавляющему большинству людей. Никакое общество не могло бы функционировать без соблюдения гражданами его нормативных требований, в условиях преобладания в общем массиве поведения социальных отклонений.

Правомерное поведение является связующим звеном между правовой нормой и тем социальным эффектом, на достижение которого рассчитана данная норма. Оно - результат осуществления в жизни требований режима законности, а совокупность всех правомерных действий - это, по сути, воплощение правового порядка в обществе. Поведение массовое, поведение большинства должно представлять собой и образец социальной терпимости к действиям лиц, чей образ мышления и действий порой резко не совпадает с собственными представлениями о дозволенном и запрещенном. Границы правомерного и противоправного стали более подвижными, объем и пределы первого из них значительно выросли и имеют устойчивую тенденцию к дальнейшему расширению. Но и в этих условиях все еще трудно отказаться от стереотипов прошлого, признать, что демократия - это еще и гарантия права меньшинства на критические высказывания и свободное выражение своих взглядов, права говорить и быть услышанным, права быть оспоренным, а не подавленным.

До недавнего времени мы свыкались с ложно понимаемыми социальными приоритетами и ценностями, требовавшими непременно и во всем официозного единомыслия и парадного, декларированного единства. Поощрялась организованная активность, объемы которой приближались к общему количеству взрослого населения, а ее показатели основывались на числе избирателей. единодушно голосовавших за "единый блок коммунистов и беспартийных", а также на огромных цифрах членов массовых организаций, законодательно закрепленных в тексте Конституции СССР, на числе общественных "нагрузок" и поручений у членов трудовых коллективов. Этот вариант социального управления предполагал отсутствие самостоятельности, которая рассматривалась как фактор социально-правовой нестабильности. Общественная активность, в основе которой лежала самостоятельная гражданская и нравственная позиция, противопоставленная господствующему конформизму и нарушающая "правила игры", рассчитанные на молчаливое большинство, объявлялась в таких условиях прямым следствием "игнорирования общественных интересов", "покушением на свободу всех других членов общества". Инакомыслие как образ мыслей и тип нестандартного поведения было "общественно не желательно", а потому преследовалось. Что, в свою очередь, было одной из причин нежелания правдиво высказывать свои мысли и убеждения, проявлять искренность, инициативу и неформальную самостоятельность в поступках,

С позиций сегодняшнего дня нет сомнений в том, что инакомыслие необходимо обществу. Это опережающее, алармистское поведение тех, кто ранее других стал действовать, борясь за права и свободы личности. И сейчас важно не только признать неотъемлемое право каждого на обладание и выражение собственного мнения, но и последовательно действовать в условиях "разномыслия" людей, чьи поступки не выходят за рамки правомерного, социально ответственного поведения.

Путь человека в общество, подлинность его личной свободы значительной мерой характеризует то, насколько он в своем поведении руководствуется чувством ответственности, которая проявляется в способности личности осознавать социальные последствия своей деятельности. Причем не только осуществленных поступков, но и неиспользованных возможностей, которые общество представило для совершения социально полезных дел. Ответственность позволяет поведение человека поставить под контроль его собственного сознания, а таких понятий, как честь, достоинство, гордость, стыд, - под контроль его совести. Современная жизнь все острее ставит проблему ответственного пользования своими правами и свободами, исключения их применения во вред другим субъектам права. Общество многое потеряло, не воспитывая по-настоящему внешнюю и внутреннюю культуру поведения. Отсутствие должного такта в дискуссии, нетерпимость к иным мнениям, приклеивание ярлыков, нередко с политической окраской, неуважение к оппоненту в споре, сведение счетов с неугодными - такие черты поведения, неприемлемые в условиях демократии и открытости, особо неуместны в социально-правовых отношениях.

Социальная ценность правомерного поведения проявляется и в том, что оно составляет органическую часть цивилизованного поведения. Цивилизованность - обширное понятие, включающее в себя многие внешние проявления культуры человека и общества. В более узком своем понимании, применительно к теме, цивилизованное поведение включает такие качества культуры поведения, как толерантность (терпимость), ответственность, порядочность. В формировании черт, характеризующих цивилизованность, важную роль играют самовоспитание, требовательность к себе. Цивилизованное правомерное поведение - это следование субъекта права нормативным требованиям на основе убежденности в нравственно-этическом приоритете общечеловеческих догм - не укради, не убий, не обмани. Его содержание зависит и от того, в какой мере человек следует существующим писаным и неписаным правилам, насколько является активным носителем понимания гражданских обязанностей, разделяет и поддерживает общественные представления о добре и зле, справедливости и долге.

Назад       Главная       Вперёд