Принципиальное назначение права
- в поддержании и поощрении положительной
деятельности большинства граждан.
Закрепляя образцы должного или возможного
поведения, право реализуется, находит
практическое выражение в поступках
субъектов права. Законы, иные нормативные
правовые акты остаются лишь пожеланиями
правотворческих органов, если они не
реализуются в поведении тех, чьи действия
правовые нормы призваны регулировать.
Составы правонарушений и санкции
за их совершение определяет законодатель.
Применение санкций за правонарушения -
задача правоохранительных органов.
Процесс и порядок расследования
дел о правонарушениях и применения за них
санкций связаны с рядом сложных проблем,
существенно затрагивающих интересы
личности и общества.
Первая проблема заключается в
том, что законодательство о санкциях и
правонарушениях имеет общественное
значение лишь в той мере, в какой оно
реализуется. Если государственные органы и
должностные лица не пресекают
правонарушения либо применяют
установленные законом санкции не в полную
силу, у тех членов общества, которым, по
существу, адресованы санкции, складывается
впечатление, что эти (а может быть, и многие
другие) запреты можно нарушать
безнаказанно. В результате правопорядку и
правам граждан, авторитету права и
государства причиняется немалый урон
ростом числа безнаказанных правонарушений.
Вторая, не менее острая проблема
состоит в возможности применения мер
принуждения и санкций, предназначенных для
борьбы с правонарушениями, клипам, не
нарушившим правовых запретов. Ни личность,
ни общество не могут обойтись без зашиты от
правонарушителей, а тем самым - без
деятельности специального аппарата,
охраняющего право от нарушений. Вместе с
тем в сфере, где применяется
государственное принуждение, общество и
личность сталкиваются с рядом тревожных
явлений. Государственные органы и
должностные лица, расследующие дела о
правонарушениях, наделены властными
полномочиями, в том числе правом применять
силу. Необоснованное и незаконное
использование этих полномочий может
причинить существенный урон правам и
свободам личности. Не секрет, что специфика
деятельности правоохранительных органов,
обязанных оперативно пресекать
правонарушения, порой придает
расследованию уголовных и иных дел
обвинительный уклон. Необходимая для
борьбы с правонарушениями тайна дознания и
следствия может обернуться отсутствием
гласности, попустительством произволу в
добывании доказательств и запугиванием лиц,
вовлеченных в процесс расследования.
Стремление возможно быстрее обосновать
обвинение и закончить дело в срок может
вести к искусственному созданию
доказательств, вплоть до понуждения
подозреваемого признать себя виновным в
правонарушении, которого он, возможно, не
совершал. В результате порой обвиняется
невиновный и, наоборот, коррумпированные
работники правоохраны имеют немало
возможностей освободить от
ответственности виновного.
В решении этих проблем
существенное значение имеет
процессуальное регулирование юридической
ответственности, которое подчинено
двуединой задаче: каждый правонарушитель
должен ощутить силу закона, то есть
применение мер государственного
принуждения на основе, в пределах и в рамках
закона; меры, рассчитанные на борьбу с
правонарушениями, не должны коснуться того,
кто не совершил ничего противоправного.
|