Согласно ст. 227 УК:
1. Нападение на морское или речное
судно в целях завладе-ния чужим имуществом,
совершенное с применением насилия либо
угроз его применения, - наказывается
лишением свободы на срок от пяти до десяти
лет.
2. То же деяние, совершенное
неоднократно либо с применением оружия или
предметов, используемых в качестве оружия, -
наказывается лишением свободы на срок от
восьми до двенадцати лет с конфискацией
имущества.
3. Деяния, предусмотренные
частями первой или второй настоящей статьи,
если они совершены организованной группой
либо повлекли по неосторожности смерть
человека или иные тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок от
десяти до пятнадцати лет с конфискацией
имущества.
Поскольку до января 1997 года в
уголовном законодательстве нашего
государства отсутствовала специальная
норма о пиратстве действия, охватываемые
этим понятием должны были
квалифицироваться как грабеж, разбой,
бандитизм, преступления против личности.
Высокая общественная опасность
пиратства обуславливается тем, что оно
причиняет серьезный материальный ущерб и
подрывает принцип свободы и безопасности
судоходства в открытом море и реках,
дезорганизует движение морских и речных
транспортных средств, имеет устойчивую
тенденцию к pocтy. Особенно активно пираты
действуют в южных районах Тихого океана,
где нападения совершаются даже флотилиями
быстроходных катеров, экипажи которых
имеют автоматы, пулеметы и даже пушки. Они
совершают нападения на рыболовные суда,
яхты, грузовые теплоходы и пассажирские
лайнеры. Практике известны случаи, когда
нападениям морских разбойников
подвергались океанские лайнеры, имеющие на
борту по 600 и более человек экипажа и
пассажиров. Россия имеет выход к трем
океанам и 14 морям, а ее береговая линия
превышает 100 тысяч километров. Российские
суда торгового и рыбопромыслового флота
осуществляют свои рейсы во всех районах
Мирового океана. Поэтому не исключена
возможность, что они станут объектами
пиратских нападений.
В качестве предмета нападения в
ст. 227 называются морское или речное судно.
Ни принадлежность судна, ни его
грузоподъемность на квалификацию
содеянного как пиратства не влияют. В
отличие от ст. 15 Женевской конвенции 1958 года
и ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982
года, где прямо оговаривается, что
пиратство есть акт "направленный против
какого - либо другого судна либо против лиц
или имущества, находящихся на их борту, в
открытом море или за пределами юрисдикции
какого бы то ни было государства" ст. 227 УК
РФ не отражает в качестве обязательного
признака местонахождение судна. По нашему
мнению это является пробелом закона,
поскольку судно обязательно должно
находиться за пределами государственной
границы любого государства, в противном
случае содеянное образует состав разбоя
или грабежа либо угона судна водного
транспорта. Такое решение обуславливается
также и положением, содержащимся в ст. 15
Конституции Российской Федерации, согласно
которому при коллизии норм международного
и внутригосударственного права приоритет
должен отдаваться нормам международного
права.
Объективная сторона пиратства
определена в законе как нападение на
морское или речное судно, совершенное с
применением насилия либо с угрозой его
применения. Как представляется понятие
нападения при пиратстве следует в целом
толковать так же как и при бандитизме.
Пленум Верховного Суда Российской
Федерации в п. 6 Постановления от 17 января 1997
г. «О практике применения судами
законодательства об ответственности за
бандитизм» указал: «Под нападением следует
понимать действия, направленные на
достижение преступного результата путем
применения насилия над потерпевшим либо
создания реальной угрозы его немедленного
применения.» Поэтому, на наш взгляд,
нападение - это создание обстановки
опасного состояния, в пространственных и
временных границах которого сохраняется
угроза применения насилия к неопределенно
широкому кругу лиц. В содержание нападения
включается как применение физического
насилия, так и создание реальной угрозы его
применения. Физическое насилие по своему
характеру может выражаться в ограничении
свободы передвижения, связывании,
причинении вреда здоровью различной
степени тяжести и других подобных
действиях. Угроза причинения насилия
выражается в запугивании потерпевшего
применением физического насилия. Вместе с
тем не всякое причинение вреда здоровью,
совершенное на судне следует рассматривать
как пиратство, а только такое, которое
направлено на завладение судном или
имуществом, находящимся на его борту.
Причинение смерти не охватывается составом
пиратства и должно квалифицироваться по
совокупности со ст. 105 УК. В международной
практике пиратством признают
насильственный захват и задержание судна,
причинение физического вреда экипажу и
пассажирам, потопление судна,
насильственное завладение имуществом
членов экипажа и пассажиров захваченного
судна, захват пассажиров в качестве
заложников с целью получения выкупа за них,
обстрел судна и т. п.
Конвенции 1958 и 1982 года
предусматривают нападение на другое судно.
Однако в специальной литературе была
высказана точка зрения, что такое
ограничение вряд ли оправдано. Так, А. И.
Коробеев ссылаясь на законодательство
других стран, и в частности на
законодательство США, пишет: "Морским
пиратством необходимо признать как
нападение с целью захвата другого судна,
лиц, имущества, находящегося на его борту,
так и завладение (попытку завладения)
данного судна его пассажирами или членами
экипажа. »^ Позицию А. И. Коробеева разделяет
и С. О. Допилка. ™А. А Тер - Акопов наоборот
считает, что в таких случаях содеянное не
может квалифицироваться как пиратство, а
содеянное образует состав угона судна (ст.
211), преступления против собственности, либо
иного, например, воинского преступления.^
Названные международные
конвенции и практика относит к пиратству
также нападение с воздуха, с летательных
аппаратов, выразившиеся в обстреле и
бомбардировке судна. Иной точки зрения
придерживается И. И. Карпец, который считает,
что: "Действия преступников,
уничтожающих корабль и людей, на нем
находящихся, путем налета с воздуха, скорее
сходны с действиями террористов "335, к
такому выводу он приходит сравнивая
указанные нападения на море с аналогичными
действиями на суше, когда совершаются
налеты на аэродром на земле, убийства с тем,
чтобы захватить заложников и скрыться,
которые квалифицируются как терроризм.
Поскольку в этих случаях различно только
место совершения преступления, но не цель и
не характер его, постольку содеянное и
следует рассматривать как терроризм.
По нашему мнению при оценке
такого рода действий следует учитывать два
обстоятельства: Во-первых, Уголовный кодекс
1996 года, как и ранее действовавший,
предусматривает в качестве преступления
терроризм, для которого характерным
являются цели нарушения общественной
безопасности, устрашения населения или
оказания воздействия на принятие решений
органами власти. Поэтому если нападения с
воздуха совершаются с вышеозначенными
целями, то такого рода действия следует
квалифицировать как терроризм. Во-вторых,
необходимо устанавливать содержание целей,
которые преследуют виновные, осуществляя
нападение с летательных аппаратов. В
случаях, когда они соответствуют целям
пиратства - завладение чужим имуществом, о
чем будет сказано ниже, например, обстрел с
воздуха с последующей высадкой и захватом
судна, то такие общественно опасные
действия следует расценивать как пиратство.
Пиратство считается оконченным с
момента совершения нападения. Как и разбой,
бандитизм конструкция пиратства
сформулирована по принципу усеченного
состава. Оконченным преступлением будет
считаться уже сам факт насильственного
задержания судна, несмотря на то, что
впоследствии оно может быть и отпущено, а
также преследование судна, сопровождаемое
применением физического или психического
насилия. В связи с изложенным вызывает
возражение по мотивам чрезмерно
расширительного толкования, позиция А. Л.
Колодкина, который считает, что "Любое
неправомерное действие в открытом море,
подготавливающее это нападение, а также
любое неправомерное осуществление власти в
открытом море, наносящее ущерб
пользователю открытого моря, представляют
собой акт пиратства""'. Подготовка
нападения (оборудование судна, набор
экипажа, приобретение оружия, выход в район
предполагаемого нападения и тому подобные
действия) по прямому указанию ст. 30 УК могут
расцениваться только как приготовление к
пиратству. Согласно ч. 2 этой же статьи
уголовная ответственность наступает за
приготовление к тяжкому и особо тяжкому
преступлению. По ч.1 ст. 227 УК, где
описывается простой состав пиратства,
наказание предусмотрено в виде лишения
свободы на срок от пяти до десяти лет, за
совершение квалифицированного пиратства (ч.
2) - от восьми до двенадцати лет, а за особо
квалифицированное (ч. 3) - от десяти до
пятнадцати лет. Следовательно, в
соответствии с ч. 4 и 5 ст. 15 простое и
квалифицированное пиратство относятся к
тяжким преступлениям, а особо
квалифицированное - к особо тяжким, поэтому
совершение соответствующих
приготовительных действий подлежит
уголовному наказанию.
С субъективной стороны пиратство
совершается только с умышленной формой
вины и более того - с прямым умыслом. Об этом
свидетельствует наличие специальной цели
нападения - завладение чужим имуществом.
Виновное лицо сознает, что оно совершает
нападение на морское или речное судно и
желает действовать таким образом. В отличие
от Конвенции 1958 года российский
законодатель, указав на цель нападения,
сузил пределы субъективной стороны.
Согласно ст. 15 указанной Конвенции
пиратство как преступление международного
характера совершается с личными целями,
которые в основном выражаются в корыстных
побуждениях, мести или ненависти. Поэтому
нападения, совершаемые не с целью
завладения чужим имуществом, не могут
квалифицироваться как пиратство. В таких
случаях следует говорить о иных
преступлениях, например, терроризме.
Субъектом пиратства является
вменяемое лицо, достигшее 16 - летнего
возраста. Это могут быть граждане России,
иностранцы, а также лица без гражданства. В
специальной литературе доминирующей
является точка зрения, что субъектом
пиратства не может быть лицо,
представляющее какое - либо государство или
иначе говоря, судно иди самолет, с которого
осуществляется нападение, могут быть
только частного владения. Когда же
нападение осуществляется из военных либо
государственных судов и кораблей, то такого
рода действия нельзя квалифицировать как
пиратство, поскольку по справедливому
замечанию И. И. Карпеца "это слишком
мягкая квалификация, не соответствующая ни
характеристике содеянного, ни степени его
опасности для международного общения"^
Мнение о том, что действия , в частности,
военных судов не могут рассматриваться как
действия, частных яиц, а должны
квалифицироваться как агрессивные
действия со стороны государства, которому
принадлежат совершившие нападение военные
корабли, было высказано еще С. В, Молодцовым^
В 1972 году Л. Н. Галенская писала: "Невозможно
оспаривать противоправность нападений
государственных судов и военных кораблей
на суда других стран в открытом море. Однако
бороться с такими действиями надо не путем
подведения их под понятие пиратства..., а
квалифицируя их как опаснейшее
международное преступление, чреватое
угрозой миру и безопасности народов "^.
Наоборот, как государственное пиратство
предлагал расценивать соответствующие
действия А. Л. колодкин^о
Мы полагаем, что правы те авторы,
которые ограничивают субъектный состав
только частными лицами. Во-первых, согласно
ст. 16 Конвенции 1958 года и ст. 102 Конвенции 1982
года экипаж военного корабля
рассматривается как пиратский только тогда,
когда он поднимает мятеж, устанавливает
контроль над судном и совершает нападения.
Таким образом, для квалификации действий
как пиратства имеет принципиальное
значение тот факт по собственной ли
инициативе капитана или экипажа или же по
специальному полномочию государства они
действуют. Во-вторых, совершенно
справедливо отмечает А. И. Коробеев, что и
военные и государственные суда руководятся
людьми, которые находятся на
государственной службе и, следовательно,
они представляют интересы государства и
выполняют его волю. Пиратство же сопряжено
с личными целями, в частности с корыстными.
Поэтому когда виновные лица устанавливают
контроль над судном с такими целями, оно
утрачивает статус государственного и
ответственность уже должна наступать не за
те действия, на совершение которых лица
были уполномочены государством, а за
действия, совершаемые по собственной
инициативе, т. е. за пиратство.^' Если же
пиратские нападения совершаются с
благословления государства, то как и любые
другие акты агрессии, нападения такого рода
должны влечь за собой политическую и
материальную ответственность государств и
уголовную ответственность
непосредственных исполнителей.
Статья 227 УК предусматривает
ответственность за три вида пиратства -
простой, квалифицированный и особо
квалифицированный. Поскольку
квалифицированный и особо
квалифицированный виды имеют значительное
сходство с квалифицирующими
обстоятельствами иных преступлений против
общей безопасности, постольку их анализ
будет дан в параграфе о квалифицированных
видах.
|