On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Пиратство

Согласно ст. 227 УК:

1. Нападение на морское или речное судно в целях завладе-ния чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо угроз его применения, - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. То же деяние, совершенное неоднократно либо с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Поскольку до января 1997 года в уголовном законодательстве нашего государства отсутствовала специальная норма о пиратстве действия, охватываемые этим понятием должны были квалифицироваться как грабеж, разбой, бандитизм, преступления против личности.

Высокая общественная опасность пиратства обуславливается тем, что оно причиняет серьезный материальный ущерб и подрывает принцип свободы и безопасности судоходства в открытом море и реках, дезорганизует движение морских и речных транспортных средств, имеет устойчивую тенденцию к pocтy. Особенно активно пираты действуют в южных районах Тихого океана, где нападения совершаются даже флотилиями быстроходных катеров, экипажи которых имеют автоматы, пулеметы и даже пушки. Они совершают нападения на рыболовные суда, яхты, грузовые теплоходы и пассажирские лайнеры. Практике известны случаи, когда нападениям морских разбойников подвергались океанские лайнеры, имеющие на борту по 600 и более человек экипажа и пассажиров. Россия имеет выход к трем океанам и 14 морям, а ее береговая линия превышает 100 тысяч километров. Российские суда торгового и рыбопромыслового флота осуществляют свои рейсы во всех районах Мирового океана. Поэтому не исключена возможность, что они станут объектами пиратских нападений.

В качестве предмета нападения в ст. 227 называются морское или речное судно. Ни принадлежность судна, ни его грузоподъемность на квалификацию содеянного как пиратства не влияют. В отличие от ст. 15 Женевской конвенции 1958 года и ст. 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, где прямо оговаривается, что пиратство есть акт "направленный против какого - либо другого судна либо против лиц или имущества, находящихся на их борту, в открытом море или за пределами юрисдикции какого бы то ни было государства" ст. 227 УК РФ не отражает в качестве обязательного признака местонахождение судна. По нашему мнению это является пробелом закона, поскольку судно обязательно должно находиться за пределами государственной границы любого государства, в противном случае содеянное образует состав разбоя или грабежа либо угона судна водного транспорта. Такое решение обуславливается также и положением, содержащимся в ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому при коллизии норм международного и внутригосударственного права приоритет должен отдаваться нормам международного права.

Объективная сторона пиратства определена в законе как нападение на морское или речное судно, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения. Как представляется понятие нападения при пиратстве следует в целом толковать так же как и при бандитизме. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 6 Постановления от 17 января 1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» указал: «Под нападением следует понимать действия, направленные на достижение преступного результата путем применения насилия над потерпевшим либо создания реальной угрозы его немедленного применения.» Поэтому, на наш взгляд, нападение - это создание обстановки опасного состояния, в пространственных и временных границах которого сохраняется угроза применения насилия к неопределенно широкому кругу лиц. В содержание нападения включается как применение физического насилия, так и создание реальной угрозы его применения. Физическое насилие по своему характеру может выражаться в ограничении свободы передвижения, связывании, причинении вреда здоровью различной степени тяжести и других подобных действиях. Угроза причинения насилия выражается в запугивании потерпевшего применением физического насилия. Вместе с тем не всякое причинение вреда здоровью, совершенное на судне следует рассматривать как пиратство, а только такое, которое направлено на завладение судном или имуществом, находящимся на его борту. Причинение смерти не охватывается составом пиратства и должно квалифицироваться по совокупности со ст. 105 УК. В международной практике пиратством признают насильственный захват и задержание судна, причинение физического вреда экипажу и пассажирам, потопление судна, насильственное завладение имуществом членов экипажа и пассажиров захваченного судна, захват пассажиров в качестве заложников с целью получения выкупа за них, обстрел судна и т. п.

Конвенции 1958 и 1982 года предусматривают нападение на другое судно. Однако в специальной литературе была высказана точка зрения, что такое ограничение вряд ли оправдано. Так, А. И. Коробеев ссылаясь на законодательство других стран, и в частности на законодательство США, пишет: "Морским пиратством необходимо признать как нападение с целью захвата другого судна, лиц, имущества, находящегося на его борту, так и завладение (попытку завладения) данного судна его пассажирами или членами экипажа. »^ Позицию А. И. Коробеева разделяет и С. О. Допилка. ™А. А Тер - Акопов наоборот считает, что в таких случаях содеянное не может квалифицироваться как пиратство, а содеянное образует состав угона судна (ст. 211), преступления против собственности, либо иного, например, воинского преступления.^

Названные международные конвенции и практика относит к пиратству также нападение с воздуха, с летательных аппаратов, выразившиеся в обстреле и бомбардировке судна. Иной точки зрения придерживается И. И. Карпец, который считает, что: "Действия преступников, уничтожающих корабль и людей, на нем находящихся, путем налета с воздуха, скорее сходны с действиями террористов "335, к такому выводу он приходит сравнивая указанные нападения на море с аналогичными действиями на суше, когда совершаются налеты на аэродром на земле, убийства с тем, чтобы захватить заложников и скрыться, которые квалифицируются как терроризм. Поскольку в этих случаях различно только место совершения преступления, но не цель и не характер его, постольку содеянное и следует рассматривать как терроризм.

По нашему мнению при оценке такого рода действий следует учитывать два обстоятельства: Во-первых, Уголовный кодекс 1996 года, как и ранее действовавший, предусматривает в качестве преступления терроризм, для которого характерным являются цели нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие решений органами власти. Поэтому если нападения с воздуха совершаются с вышеозначенными целями, то такого рода действия следует квалифицировать как терроризм. Во-вторых, необходимо устанавливать содержание целей, которые преследуют виновные, осуществляя нападение с летательных аппаратов. В случаях, когда они соответствуют целям пиратства - завладение чужим имуществом, о чем будет сказано ниже, например, обстрел с воздуха с последующей высадкой и захватом судна, то такие общественно опасные действия следует расценивать как пиратство.

Пиратство считается оконченным с момента совершения нападения. Как и разбой, бандитизм конструкция пиратства сформулирована по принципу усеченного состава. Оконченным преступлением будет считаться уже сам факт насильственного задержания судна, несмотря на то, что впоследствии оно может быть и отпущено, а также преследование судна, сопровождаемое применением физического или психического насилия. В связи с изложенным вызывает возражение по мотивам чрезмерно расширительного толкования, позиция А. Л. Колодкина, который считает, что "Любое неправомерное действие в открытом море, подготавливающее это нападение, а также любое неправомерное осуществление власти в открытом море, наносящее ущерб пользователю открытого моря, представляют собой акт пиратства""'. Подготовка нападения (оборудование судна, набор экипажа, приобретение оружия, выход в район предполагаемого нападения и тому подобные действия) по прямому указанию ст. 30 УК могут расцениваться только как приготовление к пиратству. Согласно ч. 2 этой же статьи уголовная ответственность наступает за приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению. По ч.1 ст. 227 УК, где описывается простой состав пиратства, наказание предусмотрено в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет, за совершение квалифицированного пиратства (ч. 2) - от восьми до двенадцати лет, а за особо квалифицированное (ч. 3) - от десяти до пятнадцати лет. Следовательно, в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 15 простое и квалифицированное пиратство относятся к тяжким преступлениям, а особо квалифицированное - к особо тяжким, поэтому совершение соответствующих приготовительных действий подлежит уголовному наказанию.

С субъективной стороны пиратство совершается только с умышленной формой вины и более того - с прямым умыслом. Об этом свидетельствует наличие специальной цели нападения - завладение чужим имуществом. Виновное лицо сознает, что оно совершает нападение на морское или речное судно и желает действовать таким образом. В отличие от Конвенции 1958 года российский законодатель, указав на цель нападения, сузил пределы субъективной стороны. Согласно ст. 15 указанной Конвенции пиратство как преступление международного характера совершается с личными целями, которые в основном выражаются в корыстных побуждениях, мести или ненависти. Поэтому нападения, совершаемые не с целью завладения чужим имуществом, не могут квалифицироваться как пиратство. В таких случаях следует говорить о иных преступлениях, например, терроризме.

Субъектом пиратства является вменяемое лицо, достигшее 16 - летнего возраста. Это могут быть граждане России, иностранцы, а также лица без гражданства. В специальной литературе доминирующей является точка зрения, что субъектом пиратства не может быть лицо, представляющее какое - либо государство или иначе говоря, судно иди самолет, с которого осуществляется нападение, могут быть только частного владения. Когда же нападение осуществляется из военных либо государственных судов и кораблей, то такого рода действия нельзя квалифицировать как пиратство, поскольку по справедливому замечанию И. И. Карпеца "это слишком мягкая квалификация, не соответствующая ни характеристике содеянного, ни степени его опасности для международного общения"^ Мнение о том, что действия , в частности, военных судов не могут рассматриваться как действия, частных яиц, а должны квалифицироваться как агрессивные действия со стороны государства, которому принадлежат совершившие нападение военные корабли, было высказано еще С. В, Молодцовым^ В 1972 году Л. Н. Галенская писала: "Невозможно оспаривать противоправность нападений государственных судов и военных кораблей на суда других стран в открытом море. Однако бороться с такими действиями надо не путем подведения их под понятие пиратства..., а квалифицируя их как опаснейшее международное преступление, чреватое угрозой миру и безопасности народов "^. Наоборот, как государственное пиратство предлагал расценивать соответствующие действия А. Л. колодкин^о

Мы полагаем, что правы те авторы, которые ограничивают субъектный состав только частными лицами. Во-первых, согласно ст. 16 Конвенции 1958 года и ст. 102 Конвенции 1982 года экипаж военного корабля рассматривается как пиратский только тогда, когда он поднимает мятеж, устанавливает контроль над судном и совершает нападения. Таким образом, для квалификации действий как пиратства имеет принципиальное значение тот факт по собственной ли инициативе капитана или экипажа или же по специальному полномочию государства они действуют. Во-вторых, совершенно справедливо отмечает А. И. Коробеев, что и военные и государственные суда руководятся людьми, которые находятся на государственной службе и, следовательно, они представляют интересы государства и выполняют его волю. Пиратство же сопряжено с личными целями, в частности с корыстными. Поэтому когда виновные лица устанавливают контроль над судном с такими целями, оно утрачивает статус государственного и ответственность уже должна наступать не за те действия, на совершение которых лица были уполномочены государством, а за действия, совершаемые по собственной инициативе, т. е. за пиратство.^' Если же пиратские нападения совершаются с благословления государства, то как и любые другие акты агрессии, нападения такого рода должны влечь за собой политическую и материальную ответственность государств и уголовную ответственность непосредственных исполнителей.

Статья 227 УК предусматривает ответственность за три вида пиратства - простой, квалифицированный и особо квалифицированный. Поскольку квалифицированный и особо квалифицированный виды имеют значительное сходство с квалифицирующими обстоятельствами иных преступлений против общей безопасности, постольку их анализ будет дан в параграфе о квалифицированных видах.




Литература - Общие темы - Уголовный процесс