Актуальность, цели и задачи
настоящей курсовой работы определены
следующими положениями. Чтобы
нормы права имели шанс на реализацию,
необходимо их подкрепить угрозой
применения государственного принуждения.
Административно-правовые нормы в этом
смысле не являются исключением. Однако
административное принуждение не сводится к
мерам административной ответственности.
Помимо мер юридической ответственности
выделяют административно-предупредительные
меры, основной целью которых является
предупреждение возможных правонарушений и
которые носят принудительно-профилактический
характер (досмотр вещей, личный досмотр,
проверка документов, введение карантина и
др.), а также административно-пресекательные
меры, которые направлены на прекращение
противоправных деяний, предотвращение их
последствий (требование прекратить
противоправное поведение, применение
физической силы, специальных средств,
оружия, административное задержание и др.).
Выделяются также меры, связанные, с одной
стороны, с пресечением противоправного
поведения, а с другой - с привлечением к
административной ответственности, которые
называются «мерами обеспечения
производства по делам об административных
правонарушения».
Ключевую роль в системе мер
административного принуждения играют меры
административной ответственности.
Административная ответственность - вид
юридической ответственности, которая
выражается в применении уполномоченным
органом или должностным лицом
административного взыскания к лицу,
совершившему правонарушение.
Административная
ответственность устанавливается законом и
подзаконными актами. Некоторые общие
положения содержит Конституция РФ. Так, она
относит административное и
административно-процессуальное
законодательство к совместному ведению
Федерации и субъектов РФ, устанавливает
правила действия законодательства во
времени: закон, устанавливающий или
отягчающий ответственность, обратной силы
не имеет.
Важнейшим актом, устанавливающим
административную ответственность и
регулирующим порядок ее применения,
является Кодекс об административных
правонарушениях (КоАП) РСФСР, состоящий из
общей и особенной частей.
В общей части формулируется сам
институт административной ответственности,
порядок привлечения к административной
ответственности и исполнения взысканий. В
особенной части дан перечень составов
административных правонарушений, за
которые устанавливается определенное
административное взыскание. Право
принимать решения, предусматривающие за их
нарушение административную
ответственность, имеют кроме центральных
органов государственной власти и
управления, представительные и
исполнительные органы власти субъектов РФ,
органы местного самоуправления в пределах
компетенции, определенной ст. 6 КоАП,
например, по вопросам борьбы со стихийными
бедствиями и эпидемиями. Кроме того,
административная ответственность может
предусматриваться в актах, регулирующих
какую-либо специальную сферу общественных
отношений, например в законе об основах
налоговой системы РФ.
Основанием любой
ответственности, в том числе и
административной, является правонарушение.
|