Одно из требований реализации
любой меры административного принуждения
заключается в том, чтобы были
соответствующие процедурные,
процессуальные правила ее применения -
назначения и исполнения.
Эту задачу и решает комплекс
правил, норм в КоАП, объединенных в
специальный раздел под общим названием «Производство
по делам об административных
правонарушениях». Наличие этого комплекса
норм, впервые в административном
законодательстве соединенных воедино,
создало условия для рассмотрения дел об
административных правонарушениях
оперативно, в короткие сроки, при точном
установлении полномочий многочисленных
органов, занятых в рассмотрении дел и
принятии по ним решений.
Производство по делам об
административных правонарушениях включает
исполнение определенных действий;
следующих одно за другим в строгой
последовательности. Поскольку таких
действий, считая от фиксирования до
исполнения принятого по делу решения,
значительное число, принято разделять эти
действия по группам и называть их стадиями.
Из этого исходит и закон.
Стадия производства по делам об
административных правонарушениях
охватывает несколько действий, притом
среди них обязательно есть одно-два
действия, создающие правовые последствия
для дальнейшего движения дела. Этим, то есть
правовыми последствиями стадии и
различаются между собой.
Следуя последовательному
изложению в КоАП действий по рассмотрению,
принятию решений и исполнению дел об
административных правонарушениях, принято
обозначать четыре стадии производства: 1)
возбуждение дела об административном
правонарушении, 2) рассмотрение дела, 3)
обжалование и пересмотр постановления о
привлечении к административной
ответственности, 4) исполнение
постановления.
1. Возбуждение дела об
административном правонарушении. В
этой, первой, стадии производства по делам
об административных правонарушениях
устанавливается факт правонарушения, то
есть второе, фактическое основание
административной ответственности,
закрепляется в официальном документе,
определяется территориальная и предметная
(видовая) подведомственность, то есть где и
кто будет рассматривать дело.
Установление факта
правонарушения и закрепления этого факта в
официальном документе - протоколе отнесено
к полномочиям определенного круга органов
и должностных лиц - милиции, органов
государственного контроля и надзора и их
должностных лиц; военкоматов и других ~ при
несении службы по охране порядка и
безопасности такие полномочия имеют
военнослужащие внутренних войск и других
войсковых подразделений. Требования к
протоколу, как к документу, имеющему
заранее изготовленную форму, перечислены в
статье 235 КоАП. В отдельных случаях, точно
определенных законом, протокол об
административном правонарушении не
составляется, например, о нарушениях правил
дорожного движения пешеходами и иными
участниками дорожного движения (ст. 122 КоАП),
если лицо не оспаривает допущенное
нарушение и налагаемое на него
административное взыскание, если же
оспаривает, то составляется протокол (ст. 237
КоАП).
В первой стадии учитывается и
время совершения правонарушения, то есть
срок привлечения нарушителя к
ответственности. Статья 38 КоАП определяет,
что административное взыскание может быть
наложено не позднее двух месяцев со дня
совершения правонарушения. В этот срок
входит и пятнадцатидневный срок
рассмотрения дела (ст. 257 КоАП). Но есть
правонарушения так называемые длящиеся,
например, нарушение паспортного режима,
длящееся в течение года, но только что
обнаруженное. На этот случай закон
установил исчисление двухмесячного срока
со дня обнаружения проступка (ст. 38 КоАП).
Для дальнейшего движения дела (протокола)
необходимо определить его территориальную
и предметную (видовую) подведомственность.
В отношении территориальной
подведомственности ст. 256 КоАП закрепляет
три варианта рассмотрения дела по: - месту
совершения правонарушения, - месту
нахождения органа, рассматривающего дело, -
месту жительства нарушителя.
При этом закон указывает, какие
дела подлежат рассмотрению по какому
варианту, например, дела подведомственные
административным комиссиям и комиссиям по
делам несовершеннолетних, рассматриваются
по месту жительства нарушителя, а к
компетенции этих органов относятся дела по
более чем половине правонарушений,
предусмотренных в КоАП.
Что касается предметной (видовой)
подведомственности, то этот вопрос решен в
законе предельно четко и ясно: ему отведена
специальная глава 16 «Подведомственность
дел об административных правонарушениях»,
в статьях которой (около тридцати)
определено, дела о какой группе
правонарушений рассматривают
соответствующие органы - административные
комиссии, комиссии по делам
несовершеннолетних, народные суды (судьи),
органы внутренних дел и т.д. - статьи 199-224
КоАП. Следует отметить, что дела о некоторых
видах правонарушений отнесены к
компетенции не одного, а двух органов,
например, по статье 158 (мелкое хулиганство)
дело отнесено к компетенции и народного
суда (судьи) ст. 202, и органов внутренних дел
ст. 203. Объясняется это в данном случае тем,
что дело о мелком хулиганстве подлежит
рассмотрению сначала в милиции, которая
может применить штраф, но если эту меру
полагают недостаточной, дело направляют в
суд для применения одного из трех взысканий,
по статье 158 КоАП.
2. Рассмотрение дел об
административных правонарушениях. Юридическое
значение этой статьи в том, что здесь
решается вопрос о применении к нарушителю
административного взыскания, то есть о том.
быть административной ответственности или
не быть.
Дела об административных
правонарушениях рассматриваются открыто,
гласно, желательно участие представителей
общественности, трудовых коллективов, в
коллегиальном органе (например, в
административной комиссии) должен
соблюдаться кворум.
Установлен пятнадцатидневный
срок рассмотрения дел об административных
правонарушениях со дня получения органом (должностным
лицом), правомочным расследовать дело,
протокола и других материалов дела; ст. 257
КоАП).
Процедурный порядок
рассмотрения дела, обстоятельства.
подлежащих выяснению при рассмотрении дела,
определены ст.ст. 258. 259 КоАП. В ряду других
действий здесь должна быть доказана по
материалам дела при участии нарушителя
вина последнего в совершении
правонарушения. Возможно участие в
рассмотрении дела в необходимых случаях
свидетелей, эксперта, адвоката.
Итогом рассмотрения дела
является принятие постановления по делу об
административном правонарушении. Основные
требования к этому юридическому документу
закреплены в статье 261 КоАП: в нем должно
быть наименование органа (должностного
лица), вынесшего постановление, дата
рассмотрения дела; сведения о лице, в
отношении которого рассматривается дело;
изложение обстоятельств, установленных при
рассмотрении дела; указание на нормативный
акт, предусматривающий ответственность за
данное административное правонарушение;
принятое по делу решение. В постановлении
должен быть решен вопрос об изъятых вещах и
документах.
Статья 263 КоАП требует, чтобы
постановление объявлялось немедленно по
окончании рассмотрения дела. Копия
постановления в течение трех дней
вручается или высылается лицу, в отношении
которого вынесено оно, а также потерпевшему
по его просьбе.
3. Обжалование и пересмотр
постановления по делу об административной
ответственности.
Эта, третья, стадия производства
не обязательная, а только возможная.
Условием ее начала являются не действия
органа (должностного лица), принявшего в
предыдущей стадии постановление о
привлечении нарушителя к ответственности,
а. наоборот, инициатива нарушителя или
других заинтересованных лиц и органов,
полагающих упомянутое постановление
ущербным, противоречащим закону. Три
основания дают начало данной стадии:
- жалоба,
- протест прокурора,
- заявление (лица, привлеченного к
ответственности, или других лиц).
Причем, достаточно одного из этих
оснований, чтобы началось исполнение тех
действий, которые составляют ее содержание.
Жалоба представляет гарантию
государства в лице соответствующих органов
по восстановлению нарушенных прав, свобод
или законных интересов лица, в отношении
которого принято постановление об
административной ответственности.
Право обращения граждан в
государственные органы закреплено в
Конституции (статья 33). Как вид этого
обращения, жалоба на постановления об
административной ответственности имеет
три отличительных признака:
1) право обжалования
постановления по делу об административном
правонарушении может быть обжаловано лицом,
в отношении которого оно вынесено, а также
потерпевшим (ст. 266 КоАП):
2) жалоба по делу об
административном правонарушении может
быть принесена в ограниченные сроки, а
именно - в течение десяти дней со дня
вынесения постановления. В случае пропуска
срока по уважительным причинам срок может
быть восстановлен по заявлению лица, в
отношении которого вынесено постановление,
органом (должностным лицом), правомочным
рассматривать жалобу (ст. 268 КоАП). По
истечении установленного срока обращение
примет форму не жалобы, а заявления,
имеющего иной правовой статус;
3) подача жалобы в установленный
срок приостанавливает исполнение
постановления о наложении
административного взыскания до
рассмотрения жалобы, за исключением
постановлений о применении мер взыскания,
предусмотренных статьями 26 и 32 Кодекса (предупреждения,
административного ареста).
Протест прокурора или его
заместителя приносится на постановление по
делу об административном правонарушении,
если будет установлено в постановлении
нарушение закона. Протест приносится в
орган или должностному лицу, принявшему
постановление либо в суд.
Срок принесения протеста закон
не устанавливает, а срок рассмотрения -
десятидневный.
Принесение протеста влечет те же
правовые последствия, что и подача жалобы,
то есть: приостановление исполнения
постановления об административном
взыскании, порядок рассмотрения, решение по
результатам рассмотрения протеста. О
результатах рассмотрения протеста
сообщается прокурору.
Заявление может быть подано, на
основании статьи 33 Конституции РФ, по делу
об административном правонарушении любым
лицом или группой лиц, полагающими, что
принятое постановление об
административной ответственности нарушает
права гражданина. Это - лицо, привлеченное к
ответственности и пропустившее срок подачи
жалобы, другие заинтересованные лица.
Заявление может быть подано органу,
принявшему постановление, вышестоящему над
ним органу или в суд. Заявления
рассматриваются по общим правилам
рассмотрения обращений граждан.
|