On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

Позиции лейбористов во внешней политике Великобритании

Великобритания представляет собой феномен, играющий весьма существенную роль в процессах не только собственно европейского, но и мирового развития. К опыту Англии в прошлом обращаются представители различных сфер знаний: экономисты, политологи, историки, юристы. Значение этого опыта для сегодняшней России очевидно в силу целого ряда обстоятельств. Прежде всего в настоящее время Россия ведет поиск путей и способов присоединения к европейскому экономическому пространству. По словам высшего руководства страны, Россия наметила в качестве стратегической цели вступление в ЕС в отдаленном будущем.

С середины 1997 г. года стратегической целью пришедшей к власти партии лейбористов Великобритании становится создание единого государственно-политического пространства, включая Ирландию, ослабление тенденций конфронтации со своим ближайшим регионально-национальным соседом. Принципиальная новизна этого положения состоит в том, что на всей территории интеграционного объединения единственным критерием реализации хозяйственной деятельности становится ее экономическая целесообразность. Политические мотивы отступают на задний план . Эта ситуация сама по себе уникальна. Впервые в мировой истории мощное державное государство добровольно отказывается от национального вмешательства во внешнеэкономическую деятельность и передает решение соответствующих вопросов в сферу наднациональной компетенции. Имеется в виду полная лояльность участия лейбористов во внешнеполитических решениях, принимаемых участниками европейского сообщества.

Лейбористы вплотную подошли к реализации идеи строительства Европейского технологического сообщества (ЕТО). Во-первых, в сфере экономической интеграции были достигнуты результаты, подтверждающие обоснованность и перспективность избранного курса. Этот вывод представляется очевидным несмотря на то что интеграционные процессы шли порой неровно, переживая трудности и сбои. Во-вторых, отчетливо выявилось, что на новом витке интеграции обособленность экономической, валютной и социальной политики лейбористов стала сказываться все более болезненно. В рамках сообщества развернулась работа, направленная на пересмотр основ их функционирования. В основном эта работа идет по двум направлениям: 1) становление тесного экономического и валютного союза; 2) утверждение политического союза.

Внешнестратегической целью лейбористов становится создание экономического и валютного, союза (ЭВС). Речь идет о принципиально новом объединении государств, имеющих единый рынок, единую денежную единицу (экю) и специальные институты, ответственные за проведение макроэкономической политики.

Процесс создания ЭВС проходит в 3 этапа. На первом (июль 1990 - январь 1994) экономическая политика координировалась традиционными институтами (происходила отмена ограничений в области финансовой интеграции, создавался единый рынок банковских» финансовых и страховых услуг и т.д.).

На втором этапе (январь 1994-1999 г.) должны быть образованы новые органы Союза, Прообразом единого Европейского центрального банка стал созданный в 1994 г. Европейский валютный институт. В этот период на новые структуры сообщества будет возложена задача выработки совместных решений, в то время как ответственность за проведение политики останется у национальных органов. Самый сложный вопрос этого периода - постепенная передача полномочий от национальных органов органам Союза.

Особенной заботой лейбористов во внешней политике стало возрастание влияния стран азиатского региона. Шанс другим цивилизациям Великобритания, включая страны западной ориентации, фактически дала сама, показав им пример самостоятельности, инициативности, индивидуализма, творческое начало в труде, поиски оригинального решения.

Вглядываясь в новый для себя посткоммунистический мир, лейбористы видят, что такие цивилизации, как восточноевропейская, латиноамериканская, индуистская, хотя и проходят определенную фазу самоутверждения, не проявляют очевидной враждебности по отношению к западной цивилизации и не пытаются демонстрировать своего превосходства над западной культурой. Но азиатские цивилизации - китайская, японская, буддийская и движущийся в этом смысле параллельно с Азией мир ислама - занимают все более жесткую позицию в отношении Запада. Как азиаты, так и мусульмане ныне, в конце 90-х годов, открыто утверждают свое превосходство над западной цивилизацией. На микроуровне основная линия спора пролегает между исламом и его православными, индуистскими, африканскими и западно-христианскими соседями. На макроуровне же главенствующая линия пролегает между мусульманским и азиатским обществами, с одной стороны, и Западом - с другой. Опасные схватки будущего возникнут, скорее всего, из взаимодействия западного высокомерия, исламской нетерпимости и китайского самоутверждения.

Англосаксонская модель развития, столь почитавшаяся в предшествующие четыре десятилетия как наилучший способ модернизации и построения эффективной политической системы, попросту не работает. Вера в свободу, равенство и демократию наряду с недоверием к правительству, противостояние властям, неуловимые сдержки и противовесы, поощрение конкурентной борьбы, священность религиозных и гражданских прав, явственное стремление забыть прошлое и игнорировать будущее ради эффективности непосредственных результатов - все это противоположно мировосприятию масс незападного населения. Огромный развивающийся мир от Средней Азии до Мексики должен воспринять реально имитируемый опыт Азии: "Азиатские ценности универсальны; европейские ценности годятся только для европейцев".

Лейбористы полагают, что "китайские лидеры обратились к национализму, чтобы укрепить дисциплину и поддержать политический режим". И у правителей, и у интеллектуалов Китая складывается мнение, что после благожелательности 70-80-х годов в 90-е годы мир посуровел в отношении Китая, желание помочь в его развитии иссякло.

Английские аналитики начинают сравнивать подъем Китая с дестабилизирующим мировую систему выходом вперед кайзеровской Германии на рубеже XIX-XX вв.

Главный союзник нового азиатского мира во главе с Китаем - страны ислама, самоутверждение мусульманского мира. На протяжении почти 1000 лет, от высадки мавров в Испании до второй осады Вены турками, Великобритания со всей Европой находилась под угрозой ислама. Основой современного самоутверждения стало реализованное во второй половине XX в. практически полное приятие идей материального развития при одновременном отрицании западных ценностей и западных рекомендаций.

На Западе как бы оказывается авангард незападного мира. Речь идет прежде всего о 20 млн. иммигрантов первого поколения в США, 16 млн. - в Западной Европе, 8 млн, - в Канаде и Австралии. Большинство из них пришли не из западных обществ. В Англии живут 0,7 млн. турок; в Италии преобладают выходцы из Марокко, Туниса и Филиппин; во Франции - 4 млн. мусульман.

И правительство лейбористов уже ощущает эту иммиграцию как десант. Генеральный секретарь НАТО в 1997 г. охарактеризовал исламский фундаментализм "по меньшей мере, столь же опасным, как и коммунизм". В Великобритании лейбористы обозначили свою позицию недвусмысленно: "Иммиграция должна быть остановлена полностью". Еще М.Тэтчер в 1980 г. ограничила число новоприбывших 50 тыс., в 1994 г. в страну было допущено лишь 10 тыс. человек. Вся Западная Европа фактически закрыла двери перед неевропейскими иммигрантами. Иммиграция стала главным политическим вопросом в Великобритании и западноевропейских странах.

Осознают ли лейбористы гигантские пропорции происходящего? Никто в мировой истории не отдавал мировую монополию без борьбы. Запад начинает более внимательно следить за системой религиозных и межгосударственных отношений в Азии, за возникающими здесь новыми технологиями, привлекает к себе азиатский интеллектуальный капитал.

Представители осторожной точки зрения призывают пока не драматизировать ситуацию, считая, что Азии понадобится еще очень много лет для посягательства на мировое лидерство и Запад сумеет подготовиться к решающему выяснению отношений:- "Из 2010 г. экстраполяция нынешних тенденций роста Азии будет выглядеть столь же глупой, как и страхи 60-х годов относительно советского индустриального превосходства".

В практическую плоскость встает вопрос о том, какую цену готовы заплатить лейбористы, чтобы предотвратить китайскую гегемонию в Азии. Представители жесткой линии считают, что у Лондона отсутствует перспективное видение отношений Великобритании с гигантом Востока, что пришедшая к власти партия лейбористов не смогла с должным вниманием воспринять рождение Китая как сверхдержавы, что Великобритания и НАТО должны противостоять Китаю в главных спорных (для Китая) пунктах - в Тибете и в Южно-Китайском море.

Школа политического реализма в Великобритании безоговорочно утверждает, что для создания подлинного баланса невероятной мощи Запада все его наличные и потенциальные противники должны будут сплотить свои силы. "Если Великобритания желает предотвратить китайское доминирование в Восточной Азии, она должна будет развивать военные связи с другими азиатскими нациями, увеличить свое военное присутствие в Азии и увеличить возможности перемещения своих вооруженных сил на азиатском направлении. Если Великобритания не хочет противодействовать китайской гегемонии, она должны отказаться от своего универсализма, научиться сосуществовать с этой гегемонией, смириться со значительным сокращением своей способности определять ход событий на противоположной стороне земного шара. Величайшей опасностью для Великобритании было бы отсутствие ясного выбора и втягивание в войну с Китаем без тщательного анализа того, соответствует ли это английским национальным интересам, и без тщательной подготовки к эффективному ведению этой войны.

Формирование в Лондоне стратегии сдерживания Китая было бы самой большой ошибкой английской внешней политики, так как даст дополнительный шанс националистическим, милитаристским силам на китайской политической арене. Сотрудничество же с Китаем позволило бы Англии в сообществе с другими странами еще долгое время содержать значительный воинский контингент в Азии, сдерживать стремление Северной Кореи обзавестись ядерным оружием, дало бы английскому бизнесу шанс участвовать в грандиозном экономическом развитии Китая. Мировая торговля, нераспространение ядерного оружия, защита окружающей среды, осуществление таких операций, как посылка военных контингентов в регионы в составе спецчастей НАТО зависят так или иначе от дружественности Китая.

Какая линия выйдет вперед и станет определяющей во внешней политике лейбористов - жесткая, умеренная или стремящаяся к компромиссу с новой Азией, должно показать скорое будущее, поскольку ритм азиатского развития феноменален и Запад должен определить свою позицию.

Вторым по значимости в Азии (с геополитической точки зрения) после быстрого подъема Китая обстоятельством является феноменальное религиозно-культурологическое и экономическое развитие Японии.

ВВП этой страны в 1996 г. достиг 4,6 трлн. долл. - самый большой в регионе, второй в мире.

У Японии в 1995 г. был огромный военный бюджет в 53,8 млрд. долл. и превосходно оснащенные вооруженные силы в 240 тыс. человек. Отметим, что в 1992 г. японский парламент позволил вооруженным силам страны осуществлять миротворческие акции за пределами японских островов. Японские подразделения были направлены в Камбоджу, Мозамбик и Руанду.

Итак, вместо ожидаемой католико-протестантской гегемонности мир обратился в 90-е годы к тем основам, которые Запад, не переставая, крушил со времен Магеллана. Удивительная вера великобританских лейбористов в то, что демократически избранные правительства обнаружат непреодолимую тягу к сотрудничеству с ними, пришла в столкновение с реальностью: самый наглядный пример этому - современный Алжир (равно как Турция и Пакистан). Надежды на тесное межцивилизационное партнерство, - такое, как ожидавшееся в отношениях России и Англии, не реализовывались. Демократические процессы в незападных обществах все более превращаются в катализаторы "обращения к национальным глубинам.

В предстоящие десятилетия подъем Азии и ислама приведет к гигантскому смещению на геополитической карте мира. XXI век будет определяться новыми расовыми и культурными силами. На протяжении нескольких столетий миром правили белые европейцы и американцы, представители иудейско-христианской традиции. Они вскоре должны будут признать в качестве равных себе желтых и коричневых азиатов, приверженцев буддизма, конфуцианства, индуизма и ислама.

Главенствующая тенденция - впервые за 500 лет планируемое отступление Запада. Временный ли это поворот самосохраняющихся мировых религиозных конфессий или найдется планетарная гуманистическая идеология, объемлющая этноцивилизационные различия? Этот вопрос будет так или иначе разрешен в ближайшие годы. Но уже сейчас достаточно ясно, что впереди не бесконфликтное получение мирных дивидендов после холодной войны, а серия жестких конфликтов, затрагивающих органические основы существования. Если относиться к ним с прежними мерками и искать однозначно классическое англо-атлантическое решение, то можно вместо эры общечеловеческих ценностей вступить в полосу планетарной разобщенности.

        Литература.

1. ТогюнинБ.Л. Европейские сообщества; право и институты. М., 1992.

2. Европейское сообщество; перспективы единого рынка: Реф. сб. (РАН, ИНИОН). М., 1996.

3. Шенаев В.Н. Особенности экономического развития Западной Европы. М., 1996.

4. Европейская интеграция; Правовые проблемы. Кн. 1. М., 1992.

5. Баковецкий О.Д., Шейнин Э.Я. От группировок - к общей Европе. М., 1992.

6. Стрежнева М. Россия и ЕС: горизонты политического диалога // МЭиМО. 1992. 




Литература - Общие темы - Политика зарубежных государств