В.Д. Ломовский кандидат юридических наук (Калининский государственный университет)
По действующему уголовно-процессуальному
законодательству следователь должен
немедленно приступить к производству
следствия по возбужденному им или
переданному ему делу (ст. 129 УПК РСФСР, ст. 113
УПК УзССР). Такая же обязанность лежит и на
лице, производящем дознание, когда
уголовное дело им возбуждено либо получено
от прокурора или начальника органа
дознания (ст. 119-120 УПК РСФСР, ст. 99-100 УПК
УзССР).
Принятие уголовного дела к
производству означает начало
первоначального этапа предварительного
расследования преступления, который может
рассматриваться как отрезок времени или
ступень в раскрытии преступления, когда не
только фиксируются следы происшедшего
события, но и по горячим следам
устанавливается преступник. От полученных
результатов часто зависит раскрытие
преступления и успешный розыск лиц, его
совершивших.
Поэтому трудно согласиться с тем,
что под первоначальным этапом в
расследовании уголовных дел следует
понимать лишь дознание или деятельность
уполномоченных законом органов по
производству неотложных оперативных и
следственных действий для установления
события преступления, закрепления его
следов и розыска преступников'.
Хотя в уголовно-процессуальном
законе не употребляется понятие
первоначального этапа расследования
преступления, из этого не следует, что
указанный термин определяет деятельность,
имеющую исключительно криминалистический,
рекомендательный характер. Впрочем, по
данному вопросу в уголовно-процессуальной
и криминалистической литературе нет
абсолютной ясности.
Уголовно-процессуальный закон
рассматривает дознание как вид
расследования (гл. 9 УПК РСФСР, гл. 7 УПК УзССР),
которое после возбуждения уголовного дела
развивается в том же порядке, что и
предварительное следствие, с некоторыми
особенностями, указанными в ст. ст. 118-124 УПК
РСФСР (ст. 95- 105 УПК УзССР).
Первоначальный этап
расследования преступления присущ и
дознанию, например, по делам, по которым
производство следствия не обязательно.
Следовательно, рассматриваемая ступень в
расследовании уголовного дела является
общей как для дознания, так и для
предварительного следствия или
расследования в целом в качестве стадии
уголовного судопроизводства. Это понятие
отражает временную, наиболее раннюю
сторону предварительного расследования,
содержание и последовательность
совершения уголовно-процессуальных и
криминалистических действий, объединяемых
едиными задачами раскрытия преступлений и
розыска лиц, их совершивших.
Не останавливаясь на анализе
соотношения дознания и предварительного
следствия, отметим, что первоначальная
ступень дознания и предварительного
следствия - весьма важная часть названных
видов уголовно-процессуальной
деятельности. Обычно здесь закладываются
основы раскрытия преступлений, признаки
которых послужили основаниями для
возбуждения соответствующих уголовных дел.
Часто преступления раскрываются в процессе
первоначального этапа их расследования. На
данном этапе, как известно, следователь и
лицо, производящее дознание, в соответствии
с уголовно-процессуальным законом и с
учетом криминалистических рекомендаций
осуществляют различные следственные и
розыскные действия,
Однако в практике расследования
преступлений первоначальный этап порой
недооценивается. В первые дни после
возбуждения уголовных дел в работе по
раскрытию преступлений нередко
отсутствует необходимая организованность
и целеустремленность, нужные следственные
и другие действия, вызываемые условиями
расследования и следственной ситуации,
проводятся от случая к случаю (или не
проводятся совсем), тем самым упускается
возможность своевременного раскрытия
преступлений. Планирование расследования
на рассматриваемом этапе еще не стало
методом высокоорганизованной деятельности
следователя и лиц, осуществляющих дознание,
а в производстве следственных действий
наблюдается немало недостатков и даже
нарушений уголовно-процессуального
порядка их выполнения уголовного процесса.
Все это свидетельствует о
важности обеспечения действенного
прокурорского надзора за исполнением
законов именно на первоначальном этапе
расследования преступлений, повышения его
наступательности и эффективности. Решение
указанной задачи возможно при условии, если
прокуроры будут уделять большее внимание
предварительному расследованию
преступлений на ранних его этапах, особенно
по делам, по которым не установлены лица,
совершившие преступления, либо если и
установлены, то не разысканы. К сожалению,
прокурорский надзор за исполнением законов
на этом этапе расследования преступлений
часто отстает от возросших требований, не
обеспечивает своевременности выполнения
всех необходимых действий по такого рода
уголовным делам, а также их соответствия
требованиям уголовно-процессуального
закона и криминалистическим рекомендациям.
Основная причина этого заключена, на наш
взгляд, в том, что прокуроры порой распыляют
свои силы, не придают должного значения
осуществлению надзора за исполнением
законов органами дознания и
предварительного следствия.
В соответствии со ст. 28 Закона о
прокуратуре СССР прокуроры в процессе
надзора за исполнением законов органами
дознания и предварительного следствия
должны обеспечивать, неотвратимость
наказания, чтобы ни одно преступление не
осталось нераскрытым и ни одно лицо,
совершившее преступление, не избежало
установленной законом ответственности.
Свои усилия они обязаны сосредоточить на
данном этапе расследования преступлений,
определяющем обычно успех органов дознания
и предварительного следствия в быстром и
полном раскрытии преступлений.
К сожалению, в теории
прокурорского надзора эта сторона
прокурорско-надзорной деятельности
исследована недостаточно.
На практике первоначальный этап
расследования по времени занимает обычно
период в 10-12 дней. Он охватывает срок, в
течение которого, как правило, раскрывается
преступление либо закладываются основы для
его раскрытия или добываются достаточные
доказательства, дающие основание для
предъявления конкретному лицу обвинения в
совершении преступления. Первоначальный
этап расследования включает проведение не
только неотложных следственных действий,
перечисленных в ст. 119 УПК РСФСР (ст. 99 УПК
УзССР), но и всех необходимых следственных и
иных мероприятий по раскрытию преступления
и установлению лиц, их совершивших,
возможных и осуществляемых
непосредственно после возбуждения
уголовного дела в течение времени, которое
требуется, чтобы получить достаточные
доказательства для привлечения лица к
уголовной ответственности. Разумеется,
этот этап предварительного расследования
не обязательно завершается раскрытием
преступления. При определении его
временных границ и содержания надо
учитывать и общие закономерности, и
положительную практику раскрытия
преступлений и собирания доказательств.
Полагаем, что ограничение
первоначального этапа расследования
задачами собирания достаточных
доказательств для привлечения лица к
уголовной ответственности очень важно для
организации прокурорского надзора за
исполнением законов на этом этапе
деятельности следователя и лица,
производящего дознание.
При осуществлении прокурорского
надзора следует исходить из того, что для
раскрытия преступлений решающее значение
имеют фактор времени, а также законность и
качество производства следственных и иных
действий именно на начальной стадии
предварительного расследования по
уголовному делу.
Как орган высшего надзора за
точным и единообразным исполнением законов
в уголовном судопроизводстве, в том числе и
в процессе предварительного расследования,
прокурор должен обеспечить своевременное
получение соответствующей информации,
Имеются в виду: во-первых, материалы, а также
уголовные дела, по которым лица,
совершившие преступления, известны; во-вторых,
материалы и уголовные дела, по которым лица,
совершившие преступления, неизвестны либо
известны, но скрылись от следствия.
Представляется, что материалы и
уголовные дела, по которым установлены лица,
совершившие преступления, не требуют
пристального прокурорского внимания, и в
целях высшего надзора за исполнением
законов во время их предварительного
расследования прокурор может ограничиться
уголовно-процессуальными действиями,
возложенными на. него как на участника
уголовного судопроизводства.
Например, в соответствии со ст. 112
УПК РСФСР (ст. 93 УПК УзССР) копия
постановления о возбуждении уголовного
дела, вынесенного следователем или органом
дознания, немедленно направляется
прокурору. Изучив постановление, прокурор
принимает решение о необходимости проверки
законности возбуждения уголовного дела и
осуществления по нему дальнейших
следственных и иных действий. Очевидно, что
с учетом уголовно-процессуальной формы
прокурорского надзора на первоначальной
стадии расследования, отсутствия уголовно-процессуального
правонарушения, установления лица,
совершившего преступление, прокурор не
должен вмешиваться непосредственно в
процесс расследования, так или иначе
подменять деятельность начальника
следственного отдела по руководству
подчиненными следователями или начальника
органа дознания.
Как свидетельствует практика,
главными причинами несвоевременного
обнаружения доказательств преступления и
установления виновных, а также их розыска
являются различные нарушения уголовно-процессуального
закона, особенно на первоначальном этапе
расследования, определяющем успех
последующей деятельности по делу. Поэтому
прокурор в случае выявления нарушений
уголовно-процессуального закона должен
вмешаться в процесс предварительного
расследования преступления, чтобы
устранить их присущими ему средствами.
Однако практика прокурорского
надзора за исполнением законов в стадии
расследования показывает, что прокуроры
редко выезжают на места совершения тяжких
преступлений, не присутствуют при осмотре
мест происшествий, производстве обысков и
других неотложных следственных действий.
Они слабо участвуют в планировании
следственных мероприятий, организации
взаимодействия следователей и органов
дознания, часто запаздывают с изучением
уголовных дел о нераскрытых преступлениях^.
Полагаем, что прокуроры должны
истребовать и изучать уголовные дела, по
которым не установлены виновные лица, уже
на первоначальном этапе расследования, где
есть более реальные возможности для
раскрытия преступления, активного розыска
преступника. Это существенно снизило бы
число приостановленных уголовных дел.
При изучении уголовных дел о
нераскрытых преступлениях на
первоначальном этапе расследования
следует учитывать, что первичный материал
здесь страдает существенной неполнотой,
фактическая основа для выдвижения версий
скудна, источники доказательств неясны и
нуждаются в установлении и проверке.
Поэтому целесообразно, чтобы анализ таких
дел прокурор проводил совместно со
следователем или начальником
следственного подразделения. Особое
внимание при этом он должен обращать на
квалификацию следователя и лица,
производящего дознание. Если возникают
обоснованные сомнения в способности этих
работников раскрыть данное преступление,
целесообразно изъять у них дело передать
другому следователю либо органу дознания.
В процессе изучения уголовного
дела или участия в следственных действиях
на первоначальном этапе расследования
прокурор обязан контролировать качество и
полноту производства следственных
действий с. учетом типичных следственных
ситуаций, возможных на данной стадии
расследования, использования при этом
научно-технических средств. Как известно, в
их применении на первоначальном этапе
также имеется немало упущений, которые
впоследствии отрицательно сказываются на
расследовании преступлений. В целях
определения оптимального направления
предварительного расследования желательно
выслушать мнение следователя и лица,
производящего дознание, относительно
собранных материалов.
Прокурорский надзор на
первоначальном этапе расследования
преступлений включает проверку
взаимодействия следователя и органа
дознания, их активности в раскрытии
преступления.
Прокуроры должны присущими им
средствами способствовать выполнению
сотрудниками милиции обязанностей,
вытекающих из ст. 118 УПК РСФСР (ст. 99 УПК
УзССР) и связанных с проведением оперативно-розыскных
мер в целях обнаружения преступлений и лиц,
их совершивших. Нужно учитывать, что
следователи не всегда могут обеспечить
необходимое участие органов дознания на
первоначальном этапе расследования,
поэтому помощь прокурора здесь особенно
нужна.
В соответствии с п.З ст. 211 УПК
РСФСР (ч.2 ст.186 УПК УзССР) прокурор вправе
дать письменные указания органу дознания
об оказании помощи следователю в
установлении виновного. Предварительно он
должен выяснить, как выполняют возложенные
на них обязанности начальники
следственного подразделения, а также
органа дознания, проверяют ли они
соответствующие уголовные дела, какие
конкретные меры ими приняты в целях
раскрытия преступления.
Представляется, что при наличии
оснований (например, неисполнении прямых
обязанностей) прокурор может внести
представление вышестоящему начальнику
следственного работника, или лица,
производящего дознание, и поставить вопрос
о привлечении их к ответственности.
Таковы выводы, касающиеся
наиболее актуальных сторон усиления
прокурорского надзора за исполнением
законов на первоначальном этапе
расследования преступлений. Разумеется,
эти и ряд других вопросов улучшения
прокурорского надзора требуют дальнейшего
изучения.
|