On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Основания политической власти, ее легитимность

Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у политической власти, господствующей в той или иной стране. Исторический опыт показывает, что от того, каким было это начало, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. Известно, что политическая власть может сформироваться в результате свобод- ных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или кровавой революции, которая станет трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы человеческих жизней, до основания разрушит хозяйство страны. Трагедии, связанные со становлением власти, народ не забывает. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и подвластными держится, как правило, на страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными госу- дарствами. Такое изначальное правомочное становление власти способствует утверждению консенсуса в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом ее права на руководящую роль. Следует, однако, отметить, что само по себе изначально законное становление власти не есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров много, в том числе и в истории России последних лет.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика обозначается понятием "легитимность" (от лат. 1ееШтщ - законный). Сразу подчеркнем, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и поддержке, которые оказывают ей общество, народ, а не о право- вом, юридическом закреплении политической власти в соответ- ствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное призна- ние ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

В науку понятие "легитимность власти" впервые было введе- но крупным немецким политологом Максом Вебером. Он же по- казал, что легитимация (обретение властью законности) не есть во всех случаях однотипный процесс, имеющий одни и те же корни, одно основание. Вебер выделил три основных источника (основа- ния) законности, правомерности политической власти. Во- первых, власть может получать легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть переходит по наследству. Во- вторых, политическая власть обретает качества законности в связи с огромной популярностью и культом личности политического деятеля, возглавляющего государственную власть. Данный тип власти Вебер назвал харизматическим. Харизма (от греч. Ьатта) означает божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, кото- рые обнаруживает лидер, позволяющих ему выступать в качестве пророка и вождя. В-третьих, легитимность власти, имеющая в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть призна- ется народом потому, что она опирается на рациональные, призна- ваемые им законы.

Такая дифференциация говорит об очень многом. Пере- фразируя известную поговорку, можно констатировать: "Скажи мне, какой тип легитимности власти в данной стране, и я скажу тебе об уровне ее экономического и политического развития, о господствующем в ней политическом режиме, о целях, которые ставит политическая власть, и даже о "продолжительности ее жизни". По крайней мере, можно с достаточно высокой степенью точности сказать, будет эта власть долговременной или кратко- временной.

В частности, очевидно, что первые два из названных типов легитимности политической власти - традиционный и харизма- тический - характерны для государств со слаборазвитой полити- ческой системой. Они и в экономическом отношении, как правило, развиты слабо. Если в таких странах высокий эконо- мический уровень, то это не результат закономерных процессов, а следствие особых обстоятельств (например, богатство энерго- носителей в таких странах, как Арабские Эмираты, Кувейт, и др.). По форме правления - это монархии либо политические режимы, возглавляемые харизматическими лидерами. Что же касается третьего из названных типов легитимности политической власти, то есть рационально-правовая власть, то он характерен для государств с высокоразвитой политической системой. Далее, традиционный и рационально-правовой типы леги- тимности власти более долговременны. В первом случае один наследник сменяет другого, и, при прочих равных условиях, так может продолжаться многие десятилетия, а то и столетия. Например, легитимность королевской власти Великобритании столь прочна, что и в настоящее время (несмотря на все скандалы,которые происходили последние годы в монаршей семье) в соответствии с данными, полученными в январе 1995 г., "36% опрошенных британцев твердо заявили, что поддерживают монархию; 34% сообщили, что не настаивают на упразднении монархии, потому что она все же лучше, чем тот неизвестный пока строй, который придет ей на смену... И только 28% опрошенных англичан твердо выступили за ликвидацию института монархии". (Известия. 1995. II января.)

Легитимность власти, основанная на рационально-правовом критерии, также (а возможно, в еще большей степени) дает осно- вание для прогноза ее долговременности. Этому способствует то, что данная форма характерна для политической власти в государ- ствах с современными демократическими политическими режима- ми, с высоким уровнем развития политической и экономической си- стем, отличающихся политической и экономической стабильностью. В качестве примера можно сказать о президентской власти в США. А вот харизматическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного существования. Дело не только в том, что со смертью харизматического политического лидера все меняется. Есть и другие причины. Данный тип легитимности власти выполняет особую функцию. Ее становление связано, как правило, с периодами глубоких общественных перемен — революций, войн, крупномасштабных социальных реформ, когда становится насущно важным ради достижения поставленных целей "поднять", мобилизовать, повести за собой весь народ. Для этого нужно устранить устоявшиеся в обществе порядки, преодолеть общественную инерцию. Для выполнения целей, поставленных харизматическим политическим лидером, необходимы народные массы, не обладающие высокой политической культурой, слепо верящие своему лидеру. Относительная (в масштабах истории) кратковременность, основанная на харизме власти, определяется и теми средствами, которыми она пользуется. Это стремление лидера к единоличной власти, всемерное поддержание культа его личности, пресечение всех демократических форм в развитии общества, постоянный поиск "врагов народа", физические расправы и тд. Очевидно, что рано или поздно все эти проявления хариз- матической легитимности осознаются народом как проявление далеко не лучшей (из известных цивилизации) формы политической власти.

Легитимность политической власти является обстоятель- ством, которому придается большое значение. Практика пока- зывает, что поддержка обществом власти, демонстрация доверия являются важным фактором ее эффективности. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стиму- лировать доверие народа. При этом используются различные средства. Издаются различные документы: указы, постановления, законодательные акты. Объектами легитимации обычно являются само государство и его органы, общественный строй, политиче- ский режим, реализуемые политические и экономические программы и т.д. Используются неофициальные эффективно действующие методы и средства. Это могут быть политические движения в поддержку власти, негосударственные организации, преследующие такую же цель. Недавние события в России дают пример легитимации политической власти: после событий октября 1993 г. создание новой системы власти сопровождалось принятием но^ой Конституции, проведением референдума, выборами в Федеральное собрание. С помощью этих средств новая власть осуществляла процесс своей легитимации, т.е. обретения поддерж- ки и доверия народа.

В легитимации политической власти большую роль играет личность государственного деятеля как гаранта легитимности. В Конституции Российской Федерации отмечается, что Президент Российской Федерации является ее гарантом и, следовательно, он является гарантом легитимности. Существенное значение для укрепления доверия к власти со стороны народа имеют такие средства, как различного рода ритуа- лы, символика, использование традиций. Как пример привержен- ности традициям и ритуалам можно привести английскую полити- ческую систему. В современной России стала традиционной клятва государственных деятелей на Конституции. С другой стороны, следует отметить, что существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической власти, Например, большой ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений

Назад       Главная       Вперёд