Политическая власть отражает определенное взаимодействие,
отношение (господство, управление одних другими). И как любое
отношение, она предполагает как минимум две стороны. На одной
стороне - властвующие. В политологии их принято обозначать
понятием "субъект" (это может быть целый народ, государст-
венный орган, отдельная облеченная властью личность). На
другой стороне данного отношения - подвластные, подчиненные.
Это — объект, на который направлены властные отношения.
Объектом политической власти может быть общество в целом, т.е.
народ, и каждый гражданин в отдельности,
Казалось бы, все ясно: субъект - это те, кто властвует, а
объект - те, кто подчиняется власти, следует ее приказам. Но
почему тогда мы предположили возможность, когда народ может
быть и объектом, и субъектом власти? Это не ошибка. Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих
привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ
(высшими из этих форм являются свободные выборы и референ-
думы). Во-вторых, политическое управление обществом - это
постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого
органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа —
это прежде всего представительная демократия. Народ делегирует
свои властные права соответствующим органам власти (законо-
дательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам
(президент, канцлер, премьер-министр).
Суть представительной демократии хорошо выражена в
"Декларации независимости США", где "отцы-основатели"
Американской республики записали: "Мы считаем самоочевид-
ным следующие истины: все люди созданы и наделены своим
Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди
которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для
обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья
власть зиждется на согласии управляемых"
Да, народ в демократическом обществе есть субъект власти
(это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демо-
кратических стран), но он одновременно и объект власти,
поскольку, передав по доброй воле ("согласие управляемых")
выполнение властных функций соответствующим властным
структурам, народ, общество в целом берут на себя обязанность
подчиняться избранной им политической власти.
Разумеется, в обществах с недемократическими политически-
ми режимами (например, тоталитаризм и др.) о понятии "народ"
можно говорить только как об объекте политической власти. По
крайней мере, такова реальная ситуация, хотя видимость может
быть и иной.
Субъект и объект политической власти - это два важных ее
компонента, но в ее структуре есть еще одно слагаемое - ресурсы
власти. Речь идет о тех средствах, с помощью которых субъект
политической власти осуществляет воздействие на деятельность и
поведение граждан (объект).
|