On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

5. Основные функции, формы и уровни политической власти

Основная функция политической власти — управление, руковод- ство обществом в целом (страной, государством) и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Конкретизируя эту функцию, можно сказать, что одно из высочай- ших предназначений политической власти заключается в постоян- ном разрешении противоречия между необходимостью порядка в обществе и различными (при этом постоянно меняющимися) интересами разных слоев, национальных и других групп, отдельных личностей. Конкретизируя эту функцию еще дальше, следует отметить, что в ее выполнении у каждой политической власти свои задачи и цели, свои конкретные программы, свои ресурсы и т.д. Действительно, могла ли быть данная функция идентичной по своему конкретному наполнению политической власти во времена президентства Франклина Рузвельта (самый глубокий мировой экономический кризис 1929-1933 гг.), Рональда Рейгана (сравнительно глубокий экономический кризис: инфля- ция достигла двузначной цифры, резко возросла безработица, продолжал увеличиваться дефицит государственного бюджета) и Джорджа Буша (близкое к стабильному состояние политической и экономической сфер). Если в первом случае, чтобы добиться стабильности, необходимо было предварительно спасти нацию от хозяйственной катастрофы, во втором, чтобы резко оптимизи- ровать ситуацию, необходима была смена экономического курса (в соответствии с концепцией неоконсерватизма), то в третьем случае внутренняя экономическая и политическая ситуация позволила политической власти США проводить крупномасштаб- ные действия на международном направлении (военная акция США в Ираке).

Таким образом, любая политическая власть уже с момента своего становления разрабатывает сообразно конкретным услови- ям, экономическому и политическому состоянию страны страте- гию и тактику управления обществом в целом. Особое внимание уделяется отношению с политической оппозицией, разрабаты- вается конкретная политика в отношении различных слоев обще- ства, политика обеспечения ресурсов власти и т.д. Вторая функция тесно взаимосвязана с первой (основной) — это функция оптимизации самой политической системы, приспо- собление ее институтов (государство, партийная система, изби- рательная система и т.д.) к целям, задачам и самой сути тех сил, которые пришли к власти. Совершенно очевидно, что для демократической системы адекватны многопартийность и демо- кратические выборы, В то же самое время тоталитарную власть более устраивают однопартийная система и безальтернативные выборы, как и было в большинстве бывших социалистических стран. Нередки случаи, когда пришедший к власти политический лидер или группа стремится сохранить сложившуюся политиче- скую систему.

Третья функция политической власти — обеспечение стабиль- ности в стране. В разных государствах и разной политической власти это удается в разной степени. Но бесспорно, что выполнить эту функцию стремится любая политическая власть уже хотя бы потому, что от степени достижения этой цели непосредственно зависит легитимность власти, т.е. признание ее народом.

Таковы три основные функции политической власти. Факти- чески их гораздо больше, и другие функции взаимосвязаны с основными.

В данном параграфе мы коснемся также вопроса о формах и уровнях политической власти. В соответствии с различными критериями можно выделить различные формы власти. Один из этих критериев связан с вопросом о том, кто олицетворяет власть: один человек или система институтов власти? В первом случае речь идет об индивидуальной политической власти. Власть осуще- ствляется одним человеком. Как пример можно перечислить все ныне существующие абсолютные монархии, упомянуть государ- ства, которые формально имели республиканскую форму правле- ния, но реально ими управлял пожизненно один человек (И.В. Сталин - в СССР, Мао Цзэдун - в Китае). Во втором случае речь идет об институализированной форме власти, которая основывается на разделении властей. Она значи- тельно моложе индивидуализированной. Впервые возникла с при- нятием Конституции США в 1778 г. При такой форме источником власти является народ, права которого защищены конституцией страны.

В системе политической власти различают три функциональ- ных взаимодействующих ее уровня. Высший уровень — макрополи- тическая система высших органов власти (законодательных, исполнительных, судебных). Средний, или промежуточный, уровень. Это аппарат политической власти среднего звена, бюрократия разных рангов. Средний уровень является звеном, которое связывает институциональную власть с неформальной — общест- венными организациями, партиями, движениями — и населением. Третий уровень - это микроуровень политической власти. Он включает непосредственное политическое общение людей, малых групп. На этом уровне складываются мнения людей о политике, формируются их убеждения, политическая культура в целом.

Назад       Главная       Вперёд