В результате выполненной
курсовой работы мы можем сделать следующие
выводы и заключение.
Многообразие нравственных
идеалов в России позволяет полагать, что
каждому из них, точнее программам,
сформированным на основе соответствующего
идеала, присущ свой уровень и характер
дезорганизации. Изменение реального
влияния в обществе каждого из идеалов, их
специфических программ борьбы с
дезорганизацией должно рассматриваться
как предпосылка для понимания ситуации в
целом, для поисков возможностей повышения
эффективности противостояния
дезорганизации.
Власть на разных этапах
использует разный язык: идеалы и ценности
меняются (православномонархические на
коммунистические, либеральнодемократические
и т.д.), но не осознает постоянно
ускользающую их природу. Ограниченность
содержательных коммуникаций народа и
власти означает, что с точки зрения народа в
России власть через некоторое время после
ее установления «не та», она плоха, так как
оказывается неспособной сделать то, что мы
сами делать не могли, не считали нужным.
Одновременно с точки зрения власти народ
всегда «не тот» не соответствует великим
идеалам власти: от идеала мировой революции
до идеала рыночной экономики. Самое
трагичное, однако, заключается в том, что в
известном смысле правы и те и другие, так
как видят общество, проблемы с противоположных
позиций.
Отношения народа к власти и
власти к народу не равнозначны, не
симметричны. Массовый энергетический
ресурс социального действия всегда на
стороне народа. Ситуация в обществе
постоянно колеблется между попытками
склониться к ценностям власти, которые
конструктивны уже тем, что несут в себе
стремление воспроизводить всеобщее (хотя,
возможно, и в утопической, неконструктивной
форме), и попытками использовать массовый
энергетический потенциал для «критики
власти» (возможно, ее уничтожающей).
Разрушительный характер этого маятника
имеет тенденцию усиливаться в результате
усложнения общества, хотя существуют и
смягчающие процессы. Попытка установить в
России либеральнодемократический порядок
в принципе может привести к изменению
ситуации и обеспечить постоянную
корректировку властью своих попыток
разговаривать с народом в соответствии с
изменениями массовых ценностей.
Исторически сложившаяся
слабость хозяйственной инициативы (что
можно рассматривать как неопределенность
синкретизма) стимулировала попытки
сохранить, усилить государственное
управление развитием производства на
дорыночном натуральном основании. В
советский период такая попытка была
доведена до крайних форм, что, по мнению
специалистов, превратило хозяйственную
систему в самую сложную в истории
человечества. Это требовало
соответствующего усложнения управления,
сталкивалось с естественными пределами
такой возможности, с ограниченной
пропускной способностью управления как
канала информации, с сильным влиянием
ценностей синкретизма, противостоящим
усложнению государственного управления.
Практически, чем больше был разрыв между
сложностью управляемой системы и
способностью государства этой системой
управлять, тем больше снижалась
эффективность государства, тем меньше оно
оправдывало свое существование. Другие
государства также стояли перед
аналогичными проблемами. Однако на Западе
положение облегчалось тем, что общество
брало на себя существенные функции. Прежде
всего рыночные механизмы, освобождающие
государство от управления хозяйством.
Развивались механизмы демократии,
постоянно принимающие на себя функции
управления обществом, в той или иной
степени размывающие попытки государства
расширить границы своей компетенции,
меняющие саму природу государства.
Теоретически в обществе на каждый момент
времени должна быть установлена граница
между функциями общества и государства,
отвечающая потребностям общества и функциональным
возможностям государства. Однако на пути
решения этой проблемы всегда возникали
серьезные преграды, в основе которых лежал
возрастающий разрыв между сложностью общества,
нарастающими проблемами опасностей, с
одной стороны, и массовыми идеалами,
содержание которых не отвечало сложности
современного мира, с другой. Они не
стимулировали преодоление синкретизма в
культурных программах.
Путь преодоления синкретизма
лежит через изменения соотношений
массовых идеалов. Каждый из них обладает
изменяющимся энергетическим потенциалом,
изменяющимся количеством людей, программа
деятельности которых вытекает из соответствующего
идеала. Исторически сложившаяся комбинация
идеалов в обществе не характеризуется ни
полным отрицанием государственности, ни
достаточным развитием ценностей государства.
Реальная картина может быть описана через
дуальную оппозицию, полюса которой
составляют «ценности догосударственной
жизни ценности государства». В любой
момент времени влияние государства в
обществе занимает некоторую точку между
этими полюсами, некоторую меру преодоления
различий этих полюсов. Трагедия России в
том, что эта точка периодически совершает
инверсионные скачки, максимально приближаясь
то к одному полюсу, то к другому. А это
противостоит наращиванию позитивного
потенциала государственности, наращиванию
способности разрешать все более сложные
проблемы. Но одновременно это означает,
что в стране существует, хотя и в
неадекватных формах, динамичный потенциал
государственности.
Библиография:
1. Абдулатипов Р.Г. Власть и
совесть: политики, люди и народы в
лабиринтах смутного времени. М., 1994.
2. Авторханов А. Г. Технология
власти // Вопросы истории. 1991. № 1,2,3.
3. Авраамова Е., Дискин И.
Социальные трансформации и элиты //
Общественные науки и современность. 1994. № 3.
4. Белановский С.А. Методика и
техника фокусированного интервью. М., 1993.
5. Бердяев Н.А. Судьба России. М.,
1990.
6. Бутенко А.П. Два вопроса //Социологические
исследования. 1992. № 5. С. 314.
7. Бюрократия и общество. М., 1991.
8. Вебер М. Политика как призвание
и профессия// Избранные произведения. М., 1990.
9. Власть, демократия, привилегии:
Материалы круглого стола // Вопросы
философии. 1991. № 7.
10. Горяинов В.П. Социотипы
современных руководителей //
Социологические исследования. 1992. № 4.
11. Гульбинский Н. Феномен "демократической
власти" // Народный депутат. 1992. № 2.
12. Кургинян С.Е. Россия: власть и
оппозиция. М., 1993.
13. Курс практической психологии /
Для высшего управленческого персонала.
Ижевск, 1995.
14. Многообразие интересов и
институты власти. М., 1994.
15. Модели Э. Портрет изменяющейся
элиты // Политические процессы в условиях
перестройки. Вып. II. М.,1991.
16. Филиппов Г. Г. Социальная
организация и политическая власть. М., 1985.
17. Охотский Е.В. Партийные кадры и
демократизация стиля их политической
деятельности в современных условиях: В 2х ч.
М., 1990.
18. Романов М.В. Правящий слой
России, генезис, роль в общественных
изменениях. (Автореферат канд. диссертации).
М., 1995.
19. Технология и организация
выборных кампаний: Зарубежный и
отечественный опыт. М., 1993.
20. Филиппов Г. Г. Социальная
организация и политическая власть. М., 1985.
21. Шаран П. Сравнительная
политология. М., 1992.
22. Шварценберг Р. Политическая
социология: В 3х ч. М., 1993.
23. Яковлев А.Н. Муки прочтения
бытия: Перестройка: надежды и реальность. М.,
1991.
34. Яцков В.А. Кадровая политика
КПСС: опыт и проблемы. М., 1986.
|