On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

2. Лидеры российского творческого предпринимательства: внутренние цели и оценка собственных достижений

Среди важных задач исследования этического сознания лидеров российского творческого бизнеса ключевой для нас была цель - дать возможность самим лидерам бизнеса максимально открыто актуализировать свое видение "этической картины бизнеса".

Мы намеренно предваряли рассуждения об этике размышлениями о социальной ситуации, профессионализме, бизнесе, чтобы иметь целостный срез "образа мира" бизнес-элиты. Установив необходимый уровень доверия, мы переходили к этическим проблемам, встраивая их в общую ткань диалога, при этом избегая усиленного любопытства или "морализаторства".

Профессиональное внимание, сопереживание, иногда "другой взгляд" помогали раскрываться респонденту, однако однозначно утверждать, что мы достигли полной откровенности во всех случаях, вряд ли возможно. Сделанные в работе обобщения есть лишь начало изучения этого качественного феномена. Но сегодня мы считаем оправданным прибегнуть к этому микросрезу, чтобы в последующем движении профессионалы и аналитики, переосмыслив некоторые шаги, более уверенно и целеустремленно двигались к достижению устойчивых и надежных результатов.

Анализ интервью лидеров-мужчин в диапазоне "внутренние цели - оценка собственных достижений" дал парадоксальные результаты. Несмотря на то, что исследуемые нами респонденты мужчины объективно могли быть отнесены к успешным, внутренняя композиция оценок своей деятельности была смещена к шкале "переализация". 30% лидеров в описании своей деятельности фокусировались на "неудавшихся" задачах и не склонны оценивать свою деятельность как успешную. Это не относилось к деятельности фирмы в целом, по свои собственные достижения психологически нивелировались наличием серьезных целей, которые еще далеко не достигнуты. Это позволяет предположить, что ценностная структура творческой элиты построена по воспроизводящему принципу - достижение необходимой цели моментально "творит" новую цель, движение к которой является более предпочтительным.

"Я еще ничего не достиг в своей системе ценностей, - считает один из ведущих лидеров творческой команды России, - то, что я для себя сам, мной не сформулировано. Что я хочу для себя, кроме того минимума, к которому стремится каждый человек? Внутренней комфортности? Но что является достаточным для этой внутренней комфортности, я не могу себе объяснить. Может быть это слишком невыполнимые требования, поэтому я боюсь их формулировать для себя и ухожу от ответа... Но у меня глубокое чувство неудовлетворенности. Конечно, я не кричу всем, что я дилетант. Потому что на общем фоне я чуть ли не профессионал. Но это же стыдно... Новые пришельцы в творческий бизнес действительно оказываются дилетантами. Поэтому я не люблю, когда меня называют бизнесменом-профессионалом. Хотя у меня большие амбиции и большие претензии, я никому не позволю себя недооценивать..., но надо быть объективным, чтобы не чувствовать себя более значимым, чем есть реально..."

Таким образом, феномен "максимизации целей" порождает, на наш взгляд, заниженный образ собственных достижений, что позволяет поддерживать внутреннюю мотивацию деятельности на необходимом уровне.

Как показывает интервью, в отличие от мужчин-бизнесменов, женщины-лидеры склонны более позитивно оценивать собственные достижения и убеждены, что им удалось многое из того, что они задумывали. Женщины-лидеры, при оценке достижений, различают собственно личные достижения и достижения команды. Последние не вызывают у них чувство удовлетворения, но свои собственные достижения их вполне устраивают (80%).

"Лично для себя я достигла того, что хотела, - замечает одна из женщин-лидеров. - Относительно команды. Существует целый ряд объективных причин. Мы много чего не сделали вовремя..."

В целом, позитивное восприятие себя и высокая оценка уровня своих достижений, однако, не приводит к отказу "изменения" себя в направлении тех свойств, которые мешают успешному бизнесу. Среди личностных качеств, тормозящих работу с людьми, 75% женщин назвали излишнюю мягкость, желательным вектором изменений - формирование психологической дистанции с персоналом и изменение практики санкционирования. Исследования мужской бизнес-элиты показали, что их оценка качеств, мешающих бизнесу, также находится в зоне влияния, но соотношение жесткости-мягкости составляет соответственно 45% и 35%, т.е. почти в 2 с лишним раза реже мужчины жалуются на свою мягкость, по сравнению с женщинами.

Эти данные также свидетельствуют о том, что "этическая дистанция" работы с персоналом является предметом постоянной работы лидеров, что не может не свидетельствовать о заметном "вкладе" в пространство творческого бизнеса собственно этических качеств лидеров.

Назад       Главная       Вперёд