On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

4. Этика и бизнес в оценках лидеров творческой команды

Интервью с лидерами творческих команд и их последующий анализ вскрыли неоднозначный характер отношения творческой элиты к этическим нормам. Полученные данные позволяют утверждать - большинство лидеров (80%) убеждены, что соблюдение моральных норм является гарантом успешного существования в бизнесе и даже гарантом собственной жизни. Диалог с лидерами указывает на "выгодность" следования этическим нормам в бизнесе. "Я не хочу зарабатывать деньги в бизнесе любой ценой, - замечает президент одного из хоровых ансамблей, - если я хочу иметь прибыль, я должен понять, какими средствами я собираюсь ее зарабатывать. Мне нужны: определенное лицо, определенный имидж, определенный внутренний настрой, свой стиль работы... У меня должна быть своя аудитория, как в музыке... Тогда я смогу достичь пика самореализации. А моя самореализация - это тоже прибыль, кусочек прибыли. Поэтому я много сегодня теряю, не входя в теневой бизнес, и не делаю этого не только потому, что я лучше других: цивилизованнее, этичнее, осторожнее. Я считаю, что это невыгодно. Да, сегодня нелегальный бизнес дает хорошие барыши, но это исторически обреченный путь. Это невыгодно с точки зрения комфорта. Если ты чувствуешь себя комфортно, то спокойнее ведешь бизнес, меньше дергаешься, создаешь себе имя. В тебя яячяяаяя яяряяьяявяяеяя яячяяаяя яяляяыяятяя яя яяияяшяяяяяояя и медленно, но неуклонно. Существуют внутренние тормоза... Я, например, никому не позволяю себя покупать. Мне неприятно, что кто-то мог бы сказать, что он меня купил и поэтому имеет право мне диктовать... Мысль о том, что кто-то может посчитать тебя купленым, очень неприятна. Но если вдруг у меня изменится внутренняя оценка, тогда, я думаю, изменится и мое поведение. Пока я себя веду так, как мне приятно себя вести. Унижение внутри самого себя хочется свести до минимума". Это высказывание хорошо иллюстрирует феномен ненасильного существования "нравственного императива" внутри личности лидера. Это означает: в реальном бизнесе может и не быть противостояния двух категорий: этики и прибыли. Следование этике в конечном счете оказывается выгодным. Кроме того, немаловажную роль играют чувство собственной безопасности, самоуважения, уверенности. Это также предполагает отказ от конфликта с моральными нормами. Безусловно, каждый хочет иметь свой выбор. Но по мере возобладания в экономике норм цивилизованного бизнеса, а не временно доминирующего "рвачества", этот выбор будет все более предопределен.

Некоторые лидеры дают более спорные трактовки диады "этика и бизнес".

Так, один из лидеров уверен: "Этичность бизнеса - это вопрос личностный. Вопрос собственных убеждений. Ведь морали общества не существует. Существует мораль личности. В бизнесе для меня нет морали. Ибо мораль в бизнесе - это закон... Если выполняешь закон - значит морален, если не выполняешь - нет. Обман, не нарушающий законодательства, т.е. "законный" обман, - вполне нормальная и обычная вещь в бизнесе. И рассматривать его как аморальное явление нельзя..."

Полярность оценок роли этических норм в шоу-бизнесе, даваемых представителями крупного российского предпринимательства, позволяет предположить, что в сложившейся ситуации для российского предпринимательского истеблишмента характерна ориентация на индивидуалистические этические стратегии. И это вполне совпадает с ценностной картиной мира творческой элиты, где бизнес как деятельность занимает высшие иерархические позиции в структуре мотивации их лидеров, а достижение успеха в бизнесе воспринимается как показатель "личностной состоятельности" вообще.

Поэтому, если этический кодекс тормозит развитие дела, то вопрос следования или не следования этическим нормам будет фактически являться выбором между успешностью и неуспешностью дела, собственно состоятельностью и общественными этическими нормами, внутренним этическим кодексом.

Несмотря на то, что преобладание индивидуалистических стратегий в этическом сознании творческой элиты выражено достаточно ярко, социологические исследования соотношения этики и творческого бизнеса, показывают двойственность, амбивалентность нравственных установок деловых людей, которыми они руководствуются в бизнесе.

На вопрос: "Что Вы считаете недопустимым в бизнесе? За какую черту нельзя переходить?" - получены ответы от 300 лидеров творческих команд, которые распределились следующим образом:

непорядочность - 43%
физическое насилие -9%
выход за рамки Уголовного кодекса -8 %
пускать пыль в глаза - 4%
дискредитация конкурента - 2%
вторжение в личную жизнь - 1%
иное -1%
затрудняюсь с ответом -24%.

С одной стороны, обращает на себя внимание преобладание в этических позициях традиционных этических выборов, с другой - налицо тревожная тенденция - четверть респондентов не могут осознать и определить этические принципы, которыми они руководствуются в повседневной деловой практике. Несформированность этического кодекса российского лидерства имеет сложную природу.

Но парадокс российского творческого лидерства состоит в том, что этичность или неэтичность тех или иных поступков часто не определяется личностным выбором, признанием или непризнанием субъектом общественных моральных норм. Дело обстоит сложнее, поскольку характер поступков диктуется прежде всего необходимостью выживания предпринимателя в условиях несовершенных законов, зачастую аморального поведения государственного аппарата. Лишь создание цивилизованных условий для бизнеса, для его устойчивости в России, создаст равные возможности для этического выбора.

Назад       Главная       Вперёд