On-Line Библиотека www.XServer.ru - учебники, книги, статьи, документация, нормативная литература.
       Главная         В избранное         Контакты        Карта сайта   
    Навигация XServer.ru








 

5. Психологические установки лидеров женского предпринимательства в творческих командах

Материалы интервью, проведенного с женщинами-лидерами, позволили сделать качественный анализ особенностей этических представлений женщин-лидеров по сравнению с лидерами мужчинами. Проделанный анализ с использованием элементов контент-анализа на материалах авторских интервью, опубликованных в средствах СМИ, позволяет сделать следующий принципиальный вывод: женщины сильнее зависят в деле от других и поэтому их социальная ответственность в предпринимательстве выше, нежели у мужчин.

Проявлением этой социальной ответственности служит, с одной стороны, ориентация на гуманный менеджмент, как менеджмент, учитывающий человека во всех его проявлениях, с другой - выраженные ориентации на благотворительность и социальную помощь.

"Возможно, ты можешь просто не заметить, что результаты твоего труда не нужны обществу... Ты превратился в трудоголика... но ты выгляни из колеи: рядом цветущее поле, река. Может и не надо тянуть эти компьютеры, можно пойти по-другому. Поэтому нужно все мерять человеком... Но невозможно построить для всех людей гуманное общество... Я за это не могу отвечать. Я не руководитель нашего общества, не пророк, не лидер. Я на этом маленьком конкретном участке отвечаю за энное число людей, определяю их вехи на пути нашего развития... " - размышляет вице-президент концерна "Песня" Т. Зрелова.

Это утверждение хорошо иллюстрирует менее "замкнутый", нежели у мужчин, взгляд на лидерство, стремление соотносить свое дело с общечеловеческими позициями. Однако такой подход, при всей его привлекательности характерен для устойчивого бизнеса, который и дает возможность следовать этическим стратегиям в деле.

"Бизнес и этика, - размышляет Наталья Сердюк, главная управляющая АО "Художсил", - в моем сознании это совместимо. Я думаю, что эти вещи тесно связаны между собой... Я стараюсь придерживаться этических норм. К нам приезжают люди издалека... Если я вижу - у человека последние деньги -снижаю цены".

"Может я покажусь неискренней, - утверждает Вера Кочева, - но мне кажется не было такого. Когда бы я делала то, что требовало от меня покривить душой, обойти своих... Не было прецедента... Считать неэтичным и делать, нет, это не по мне..."

Может быть высокий "эмоциональный" фон переживания собственного дела. Не всегда прагматический подход к тому, что выгодно, а что нет в бизнесе, отличает женский менеджмент от мужского, делая первый более ценностно- ориентированным, направленным не на тактические победы, а на стратегию. В этическом смысле женщина больший стратег, нежели мужчина, потому что лучше чувствует партнеров и их внутренние смыслы.

Существующие внутри женского лидерства "этические пороги" могут иногда повышаться. Это зависит от ряда существенных факторов: от серьезной угрозы делу со стороны, необходимости защитить того, кто рядом в деле, новых шагов в неизвестность, от вызова личностным возможностям.

Однако и в этих случаях женщины-лидеры стремятся не переступать невидимых этических норм: "Мне приходилось совершать неэтичные шаги в бизнесе, - замечает одна из предпринимательниц, - и я предполагала, что это опасно. Но любое взаимодействие с людьми связано с опасностью, а уж глагол "убьют" или нет поставьте сами... Что делать? Ты отвечаешь за людей... Деньги нужны в любом случае, и с этим приходится работать. Только не нужно заигрываться... Необходимо отдавать себе отчет в своих действиях. Главное - не врать себе..." В целом женщины-лидеры указывают на остро развитое у себя "чувство грани", выход за которую многие не могут сделать, даже не только из-за этических ограничителей, а из личностных особенностей.

Таким образом, однозначно позитивный ответ на вопрос "Морально ли лидерство?" очевидно недостаточен для очерчивания реального проблемного поля "этики лидера". Во всяком случае такой подход указанную проблематику будет формировать произвольно.

Лидерство существует в сложном этическом мире, где основное - "не врать себе". Этические принципы, действующие в лидерстве, суть разные модели одной культуры. Общие принципы этой модели: следует избегать неэтических шагов в бизнесе, гуманный менеджмент надежнее агрессивного менеджмента, стратегические цели легче достигать, ориентируясь на этические принципы.

Истина, наверное, где-то посередине. Этические подходы действительно имеют преимущество, но ими не может полностью регулироваться творческий бизнес. Творческий бизнес строится на многообразии, конкуренции и конфликтах... Выход из этого в вариантности персональных стратегий и в этичности персонального сознания...

Эффект "ценностного запаздывания", вызванный стремительным развитием творческого бизнеса в России, видимо, еще долго будет порождать мифы обывателя, - об исходной неэтичности, например, шоу-бизнеса. И, видимо, рождение этих мифов -закономерный ответ на стихийность складывающихся этических норм в творческих командах, обусловленный нежеланием самих лидеров творческих команд "выходить за границы своего дела" и формировать этический образ "новых русских".

Назад       Главная       Вперёд