В политической жизни общества
важное место принадлежит общественной
деятельности молодежи, ее организаций,
среди которых до конца 80-х гг. определенную
роль играл комсомол. Вместе с тем,
происходящие в обществе изменения
отчетливо выявили кризис в молодежном
движении. Данные социологических
исследований в последнее десятилетие стали
постоянно фиксировать тот факт, что
эффективность деятельности комсомола
резко упала, молодежь разочаровалась в
формах и методах его работы. Отстав от жизни,
оторвавшись от молодежи, от реальных
процессов, он не мог не прийти к поражению.
Монополизм, который долгое время
олицетворял комсомол, не мог не сказаться
на молодежном движении.
Однако растущее требование жизни
о преобразовании одной молодежной
организации в многообразные формы
организации молодежной инициативы реально
претворяется в жизнь: в начале 90-х гг.
появилось большое количество как
формализованных, так и самодеятельных
движений молодежи по самым разнообразным
злободневным общественным проблемам.
Коренное изменение форм и методов их работы,
решительный отказ от монополии,
заорганизованности, непосредственная
связь с жизнью молодежи - вот реальный
источник жизнеспособности любой
молодежной организации.
Вместе с тем отсутствие точного
понимания положения и роли молодежных
организаций чревато негативными
последствиями, которых можно и нужно
избежать, если проблемы отношения молодежи
к обществу и общества к ней строятся на
учете реально складывающихся тенденций в
общественной жизни.
В отечественной социологии
накоплен определенный опыт исследования
проблем молодежи. Научно-исследовательский
центр ВКШ при ЦК ВЛКСМ (с 1990 г.- Институт
молодежи) провел изучение широкого круга
вопросов, волнующих молодых людей нашей
страны.
В современных условиях на первый
план вышла проблема статуса молодого
человека, его положения и места в жизни
общества. Социологическими исследованиями
было выявлено, что декларируемые права
молодежи плохо обеспечиваются в реальности.
Это касается и трудовых гарантий, и участия
в общественно-политической жизни, и
обеспеченности жильем, и возможностей
удовлетворить материальные и духовные
потребности. Так, обеспеченность
общежитиями малосемейных составляет 15%, не
удовлетворено 1,5 млн заявок на детские сады.
К тридцатилетнему возрасту большинство
опрошенной молодежи не устраивает ее
материальное положение.
Нельзя согласиться с бытующими в
сознании старшего поколения обвинениями,
что молодые люди «не те, какими были мы».
Результаты социологических исследований
говорят о том, что подавляющее большинство
молодых людей не так уж плохи, как кажется
на первый взгляд: 98% верят в любовь как
высшую ценность жизни, 15% ответили
отрицательно на предложение бросить работу,
если бы они получили наследство. Не менее
ярко проявляются и общественно-политические
интересы молодежи.
Одним из препятствий на пути
гражданского становления становится
непонимание старшим поколением интересов
молодежи - об этом сказала пятая часть
опрошенных. Хотя это вечно старая и вечно
новая проблема, однако в 70-х гг. она
приобрела характер острой конфронтации,
что не только привело к разрыву части
молодежи с интересами старшего поколения,
но и подорвало идеалы, вдохновлявшие ее в
течение длительного времени.
Молодежь давно уже не приемлет
снисходительно-покровительственного
отношения к себе со стороны старших. В ее
среде силен критический настрой. У молодого
поколения вызрели трудные для общества
вопросы. Как относиться к предшествующим
поколениям в свете того, что творилось в
нашей действительности? Кто несет
ответственность за преступления против
миллионов людей? Как избежать повторения
ошибок? Приходится признать, что у многих из
старших нет особых оснований поучать
молодых тому, как жить. Вернуть доверие
молодых нудным морализаторством и
рассказами о том, как они геройски и трудно
жили) не удается. Основа для совместной
работы - тот процесс очищения, который важно
довести до конца. Общество находится ныне в
таком положении, когда изобличается все
двуличное и ложное. Вера старого толка
сегодня рушится. Рушится там, где она
строилась на наивной мечтательности,
непродуманных политических решениях и
программах, на социальной демагогии. Место
такой веры занимает здоровое сомнение --подвергающее
проверке и наши новые планы, и программы. И
на почве этого чувства вырастает суровое,
мужественное, ответственное отношение к
действительности.
Если необходимо возродить в
душах молодежи идеалы, то следует, как
справедливо утверждает И.М. Ильинский,
бояться не разоблачения ошибок прошлого, а
неопределенности в том, что и как делать в
настоящем, куда и как двигаться дальше.
Молодежь при всей ее потребности иметь
честную историческую память помыслами и
планами устремлена вперед. Но чтобы по-настоящему
увлечь молодежь перспективами завтрашнего
дня, ее надо заинтересовать уже сегодня. В
общественных программах и государственных
планах в качестве самостоятельных
требуется выделить разделы, касающиеся
проблем молодежи) и прежде всего социальных.
Идея новой молодежной политики,
само понятие которой еще недавно
большинству казалось странным,
авангардистским, получает все большую
поддержку.
|