Основным источником
финансирования для массовых политических
партий являются членские и вступительные
взносы. Но для деятельности большинства
политических партий недостаточно средств,
поступающих посредством членских взносов.
Поэтому им разрешена коммерческо-предпринимательская
деятельность. Определенную экономическую
поддержку оказывают партиям государство, в
особенности в период избирательных
кампаний, прежде всего тем, которые прошли
избирательный порог (Франция, ФРГ).
Рассмотрим подробнее вопрос о
меценатах, то есть людях и организациях,
поддерживающих деятельность партий
финансовыми пожертвованиями,
финансирующих избирательные кампании. Как
правило, эта сторона партийной жизни
скрывается. М. Бебер писал: "По понятным
причинам партийные финансы предстают перед
исследователем как одна из наименее ясных в
их истории, но самых важных глав". (Цит. по:
Санистебан Л.С. Указ. соч. С. 74.) Меценатами (а
сегодня их принято называть спонсорами)
могут выступать владельцы крупных
состояний, крупные фирмы или компании,
отечественные или зарубежные
предпринимательские, профсоюзные,
политические, религиозные и культурные
организации. Иногда поддержка спонсоров
незаменима. В таких случаях возможно
управление партией извне. Большинство
законодательств демократических
государств ограничивает возможность
финансовой поддержки политических партий
из-за рубежа.
Некоторые политические партии
располагают значительной собственностью.
Так, в собственности КПСС находились
издательские комплексы, пансионаты и дома
отдыха, предприятия, спецгостиницы и
транспортные средства, включая авиации). На
счетах партии в стране и зарубежных банках
были накоплены значительные суммы. Для
оплаты расходов партийных функционеров за
рубежом использовалась валюта из
государственного бюджета. И на сегодняшний
день много загадок в финансовой
деятельности КПСС.
В законопроекте о политических
партиях Российской Федерации поступление
денежных средств партий предполагается из
следующих источников: вступительные и
членские взносы, добровольные
пожертвования, поступления от лекций и
выставок, доходы от издательской,
просветительско-пропагандистской
деятельности, иные поступления, не
запрещенные законом. Это соответствует
аналогичным законодательным актам,
принятым в Дании и Швеции в 1966 г., во Франции
- в 1968 и 1990 гг.
Законопроект запрещает партиям
принимать пожертвования благотворительных
и религиозных организаций, государственных
организаций и предприятий, иностранных
граждан, организаций и предприятий,
анонимных пожертвователей. Аналогичные
положения приняты в Испании, Италии,
Португалии, Франции и других государствах.
Предприятия и организации партий,
осуществляющие хозяйственную деятельность,
облагаются налогами в соответствии с
налоговым законодательством на общих
основаниях. Руководящие органы партий
должны публиковать отчеты об источниках и
расходовании средств, поступающих в
партийные кассы, об имуществе партий.
Предлагается ограничивать суммы
пожертвований отдельных граждан.
В мировой практике принято
положение о необходимости декларирования
доходов и имущества кандидатами в
парламентарии, министры и президенты.
Причем они должны предоставлять декларацию
о доходах как при вступлении в должность,
так и при выходе в отставку.
Повсеместно приняты ограничения
на сумму пожертвований, общую сумму
расходов на предвыборную кампанию.
|