В зависимости от положения
политических партий в политической системе,
взаимодействия между ними, типа самих
политических партий складывается
партийная система, под которой понимается
совокупность всех политических партий,
действующих в данной стране, их
взаимоотношения друг с другом.
Важным вопросом в характеристике
партийных систем является их типология.
Среди различных признаков, критериев,
используемых для построения типологии
партийных систем, наиболее
распространенным является количественный
критерий. В своем капитальном труде "Политические
партии" современный итальянский
политолог Дж. Сартори предлагает
семиступенчатую классификацию: система с
одной партией; система с партией,
осуществляющей гегемонию; система с
преобладающей партией; двухпартийная
система; система ограниченного плюрализма;
крайнего плюрализма и атомизированная. По
существу речь идет о разных типах
однопартийности и многопартийности.
Партийную система с единственной
партией, стоящей у аласти, можно считать
классическим образцом однопартийности. В
такой системе партия срастается с
государством, нередко подменяет его.
Создание других партий запрещено законом.
Партия монополизирует
политическую деятельность: любая
политическая деятельность вне партии
ставится вне закона. Основные политические
решения в стране принимаются высшими
партийными руководителями, роль
государственных деятелей часто только
исполнительская. Такова система в КНДР и на
Кубе, до недавних пор так было в Советском
Союзе, Албании, Румынии.
Система с партией,
осуществляющей гегемонию, существует в
обществе, где формально функционирует
несколько партий, но реальная политическая
власть принадлежит одной, выступающей по
отношению к другим партиям на правах "старшего
брата" и имеющей бесконтрольную
монополию на власть. Такая система в
настоящее время в Китае, до недавних пор
была в Мексике, большинстве
социалистических государств Восточной
Европы.
В системе с доминирующей партией
действует несколько политических партий,
но, несмотря на юридически закрепленные
возможности, у власти в течение длительного
периода находится одна партия. До недавних
пор такими были Индийский национальный
конгресс и Либерально-демократическая
партия Японии.
Классическим образцом
двухпартийной системы служат США.
Периодически Демократическая и
Республиканская партии США сменяют друг
друга у кормила государственной власти. Это
не Означает, что в стране нет других
политических партий. Они есть, но
существенного влияния на политическую
жизнь оказать не могут, тем более реально
соперничать с ведущими партиями в
избирательной кампании. Неоднократно
предпринимались попытки создать "третью
партию", однако их нельзя считать удач-ными.
Своеобразие партийной системы США в том,
что при правлении президента-республиканца
Дж.Буша большинство в сенате принадлежало
демократам, при нынешнем президенте-демократе
Б. Клинтоне большинство у республиканцев,
что создает определенный противовес
гегемонии одной партии в политической
жизни страны.
Главным признаком ограниченного,
или умеренного, плюрализма является
ориентированность всех функционирующих в
обществе партий на участие в правительстве,
на возможность участия в коалиционном
кабинете. В условиях умеренного плюрализма
идеологические различия между партиями
невелики. В качестве примера можно привести
Бельгию.
Система крайнего (поляризованного)
плюрализма (Италия) включает антисистемные
партии, то есть партии, выступающие против
существующей общественно-экономической и
политической системы. Они придерживаются
полярно различающихся идеологий.
Другой признак поляризованного
плюрализма - наличие двусторонней
оппозиции, которая характеризуется тем, что
"располагается" по обе стороны от
правительства - слева и справа. Эти две
оппозиции взаимно исключают одна другую и,
более того, находятся в состоянии
перманентного конфликта.
Третий признак такой
многопартийности в том, что система
поляризованного плюрализма
характеризуется центральным положением
одной или группы партий.
Неотъемлемыми признаками
поляризованного плюрализма являются также
преобладание центробежных тенденций над
центростремительными, а как следствие -
ослабление центра. Еще один признак -
наличие безответственных оппозиций. При
поляризованном плюрализме доступ к
формированию правительства ограничен. Он
возможен для партий центра, включая партии
левого или правого центра. Крайние же
партии, то есть партии, выступающие против
существующей системы, исключаются из
участия в правительстве.
Наконец, поляризованному
плюрализму присуще стремление
политических партий превзойти друг друга в
раздаче "направо и налево" обещаний
без особой ответственности за их
выполнение.
Следующая разновидность
многопартийности - атомизиро-ванная
партийная система. В ней уже нет
необходимости подсчитывать точное число
партий. Достигается предел, за которым уже
не важно, сколько (20, 300) партий действует в
стране (Малайзия, Боливия).
Классификацию Дж. Сартори
целесообразно дополнить двухпартийной
модифицированной системой (иногда ее
называют системой 2,5 или "2+1 " партии).
Именно такая система существует я
Федеративной Республике Германии, где
ведущие партии -ХДС/ХСС и СДПГ могут
сформировать правительство, только вступив
в блок со Свободными демократами. Подобная
система существует также в Великобритании,
Канаде, Австрии и Австралии. Там "третьи"
партии располагают возможностью служить
балансом власти.
|